Аккумуляторная батарея на тепловозе при работающем дизеле постоянно подзаряжается от вспомогательного генератора. При необходимости аккумуляторная батарея может заряжаться от постороннего источника постоянного тока напряжением 75 В. Цепь заряда батареи: плюс вспомогательного генератора, провод 1.1, предохранитель на 60 А, провод 3.1, силовые диоды ДС1, ДС2, провод 5.1, балластное сопротивление Я2, провод 1.1, шунт с амперметром, контролирующий ток заряда и разряда батареи, предохранитель на 60 А, провод 15.1, рубильник РБ, провод 17.1, плюс аккумуляторной батареи, минус аккумуляторной батареи, провод 4.1, рубильник РБ, провод 2.1, минус вспомогательного генератора. Максимальный ток заряда при сильно разряженной батарее может кратковременно достигать 35 А.
Для предотвращения разряда аккумуляторной батареи при неработающем дизеле или при неисправности генератора служат полупроводниковые силовые диоды, которые пропускают ток только от генератора к аккумуляторной батарее и запирают ток обратного направления. Падение напряжения на диодах происходит при прохождении прямого тока около 0,5 В. Диоды включены параллельно, поэтому обязательно должны быть одной группы по падению напряжения, так как в противном случае будет неравномерное распределение нагрузки, что может привести к перегрузке одного из них. При отсутствии напряжения на генераторе через диоды проходят незначительные обратные токи, которые практически не учитывают.
После пуска дизеля начинает нарастать напряжение на вспомогательном генераторе, но ток через диоды заряда батареи появится только после того, как напряжение ГВ станет больше напряжения аккумуляторной батареи, т. е. к диодам будет приложено напряжение в проводящем направлении. Диоды для уменьшения температурных напряжений и лучшего отвода тепла установлены с радиаторами. В схеме используются кремниевые силовые диоды В-200-6У2.
Цепь заряда от постороннего источника: плюс постороннего источника, подключаемого к розетке заряда батареи РЗБ, провод 5.3, зажим Ш.5, провода 5.2, 5.1, резистор Я2, провод 11.1, шунт, предохранитель на 60 А, провод 15.1, рубильник РБ, провод 17.1, плюс и минус аккумуляторной батареи, провод 4.1, рубильник РБ, провод 2.2, зажим Ш.2, провод 2.4, минус постороннего источника.
Управление дизелем | Маневровый тепловоз ТГМ4А | Регулировка напряжения на тепловозе и возбуждение вспомогательного генератора