Пуск дизеля. Для приведения во вращение коленчатого вала дизеля используется стартер ЭС-2. Для пуска дизеля произведите следующие операции:
а) включите рубильник аккумуляторной батареи;
б) взведите заслонку;
в) включите выключатель «Управление общее»;
г) включите автомат «Топливный насос». При этом получает питание электродвигатель топливного насоса по цепи: провод 17.1, рубильник РБ, провод 15.1, предохранитель на 60 А, шунт Ш, провод 11.1, резистор Я2, провода 5.1, 5.2, зажим Ш.5, провод 5.4, автомат ВкА1, провод 29.1, зажим Ш,29, провод 29.2, ЭНТ, провод 2.11, зажим Ш.2;
д) включите автомат ВкА2 «Дизель», при этом подготавливается цепь на блок-магнит дизеля;
е) включите тумблер-переключатель пуска и прокачки ТМН в положение «Пуск». При этом получает питание контактор КМН по цепи: плюс на зажиме Ш.5, провод 5.5, автомат ВкАЗ, провод 47.1, зажим Ш.47, провод 47.6, контакт контроллера «Холостой ход», провод 51.6, зажим Ш.51, провод 51.1, тумблер ТМН в положении «Пуск», провод 55.2, разъем 11.12, провод 55.3, р. контакты РСГ, Рпр2, диод ДЗ, провод 53.3, разъем 11.21, провод 53.2, зажим Ш.53, провод 53.4, размыкающий контакт реле времени РВ2, провод 57.1, катушка контактора КМН, перемычки 02, 01, провод 2.12, минус на рубильнике Б А.
Контактор КМН срабатывает и становится иа самопитание по цепи; автомат ВкА2, провод 33.1, зажим Ш.ЗЗ, провод 33.5, з. контакт КМН, провод 67.1, разъем 11.13, провод 67.3, р. контакт Рпр2, з. контакт РУ2, диод Д15, провод 65.2, разъем II.5, провод 65.1, контакт тумблера ТМН, провод 55.2, разъем 11.12, провод 55.3, р. контакты РСГ и Рпр2, диод ДЗ, провод 53.3, разъем 11.21, провод 53.2, провод 53.4, р. контакт РВ2, провод 57.1, катушка контактора КМН, перемычки 02, 01, провод 2.12, минус на рубильнике БА.
Для ограничения длительности пуска дизеля в шкафу аппаратов установлено реле времени РВ2 с выдержкой 6 с. Цепь питания катушки реле времени РВ2: зажим Ш.ЗЗ, провод 33.5, замыкающий контакт КМН, провод 67.1, разъем 11.13, размыкающий контакт Рпр2, замыкающий контакт РУ2, размыкающий контакт Рпр2, провод 69.3, разъем 11.15, провод 69.1, зажим Ш.69, провод 69.2, разъем на дизеле Д.14, контакт ДДМ2, разъем на дизеле Д.15, провод 59.1, зажим Ш.59, провод 59.2, замыкающий контакт РВ1, провод 63.1, размыкающий контакт КП2, провод 73.2, катушка реле времени РВ2, провод 2.44, минусовый зажим Ш.2.
Реле времени РВ2, включившись через 6 с, обрывает цепь питания катушки контактора КМН между проводами 53.4, 57.1 и разбирает цепь пуска дизеля. Чтобы повторить пуск дизеля после разработки схемы размыкающим контактом РВ2, необходимо переключить тумблер масляного насоса ТМН, установив его в положение «Пуск». Далее процесс пуска дизеля аналогичен описанному ранее.
Реле времени РВ1 Получает питание одновременно с контактором КМН: провод 55.2, разъем 11.12, провод 55.3, р. контакт РСГ, провод 71.3, разъем 1.3, провод 71.1, зажим Ш.71, провод 71.2, катушка реле времени РВ1, провод 2.10, зажим Ш.2. Реле управления РУ2 получает питание одновременно с контактором КМН и реле времени РВ1 по цепи: провод 55.2, разъем 11.12, провод 55.3, р. контакт РСГ, катушка реле РУ2, минус в блоке.
Переключатель ТМН из положения «Пуск» имеет самовозврат в нулевое положение. При пуске дизеля переключатель ТМН включить и через 1-2 с отпустить. Этого времени достаточно, чтобы сработал контактор КМН и стал на самопитание.
Электродвигатель маслопрокачивающего насоса получает питание по цепи: плюс на рубильнике РБ, провод 15.1, предохранитель на 60 А, провод 31.1, электродвигатель ЭНМ, провод 12.1, з контакт КМН, перемычки 02, 01, провод 2.12, минус на рубильнике БА. Происходит прокачка масла и топлива в системе дизеля. При достижении давления в главной магистрали дизеля 0,04 МПа (0,4 кгс/см2) срабатывает датчик ДДМ2 и подготавливает цепь включения контактора КД- После предварительной прокачки масла в течение 60 с получает питание контактор КД по цепи: зажим Ш.ЗЗ, провод 33.5, з. контакт КМН, провод 67.1, разъем 11.13, провод 67.3, р. контакт Рпр2, з. контакт РУ2, р. контакт Рпр2, провод 6*9.5, разъем 11.15, провод 69.1, зажим Ш.69, провод 69.2, разъем на дизеле Д.14, контакт ДДМ2, разъем на дизеле Д.15, провод 59.1, зажим Ш.59, провод 59.2, з. контакт реле времени РВ1 с выдержкой времени 60 с, провод 63.1, р. контакт КП2, провод 73.1, катушка контактора КД, перемычка 01, провод 2.12, минус на рубильнике БА. Контактор КД срабатывает и своим з. контактом шунтирует р. контакт КП2 и з. контакт РВ1, а своим силовым з. контактом подготавливает цепь на включение контактора КПІ, КП2. Блокировки р. контакта контактора КП2, в том случае если он при предыдущем пуске приварился, не допустят пуска дизеля, пока не будет устранена неисправность.
Цепь контактора КП1: зажим Ш.47, провод 47.7, з. контакт КД, провод 237.3, катушка контактора КП1, провод 2.12, рубильник РБ, провод 4.1, минус БА. Контактором КП1 собирается цепь на блок-магнит дизеля: зажим Ш.5, провод 5.4, автомат ВкА2, провод 33.1, зажим Ш.ЗЗ, провод 33.4, контакт КП1, провод 39.1, зажим Ш.39, провод 39.2, катушка блок-магнита БМ, провод 2.13, зажим Ш.2.
Блок-магнит дизеля к концу пуска получает питание через замкнувшийся контакт реле ДДМ1 по цепи: зажим Ш.ЗЗ, провод
33.2, реле ДДМ1, блок-магнит, провод 2.13, зажим Ш.2.
Контактор КП1 срабатывает и замыкает свой силовой контакт в минусовой цепи стартера. При этом получает питание блок-магнит стартера по цепи: провод 15.2, з. контакт КД, ировод 233.1, зажим Ш.233, провод 233.2, блок-магнит, провод 231.2, стартер, провод 18.1, контакт контактора КП1, провод 2.12, минус БА. Зубчатое колесо стартера усилием блок-магнита вводится в зацепление с венцом маховика дизеля. При полном вводе в зацепление замыкается контакт блок-магнита и получает питание контактор КП2 по цепи: зажим Ш.47, провод 47.7, з. контакт КД, провод 237.1, зажим Ш.237, провод 237.4, контакт блок-магнита БМ1, провод 239.1, зажим Ш.239, провод 239.2, катушка контактора КП2, провод 2.12, минус БА. Контактор КП2 замыкает свой з. контакт в цепи стартера. Стартер принимает полную нагрузку и разворачивает коленчатый вал дизеля. При этом контактом контактора КП2 катушка блок-магнита шунтируется, и стартер, когда дизель запустится и разгрузит его, выходит из зацепления. Для исключения возможности повторного ввода в зацепление стартера с дизелем при размыкании контакта блок-магнита контактор КП2 становится на самопитание через свой з. контакт.
При выходе стартера из зацепления с дизелем автоматически разбирается цепь пуска. Схема работает следующим образом: реле РСГ включено на напряжение ГВ через резистор R28, отрегулированный таким образом, что при достижении напряжения генератора (70±2) В реле РСГ включается и разбирает цепь пуска между проводами 55.3 и 71.3. Пуск окончен, отключите автомат ВкА1.
Управление частотой вращения коленчатого вала дизеля. Управление частотой вращения вала дизеля осуществляется контроллером машиниста посредством штурвала. При повороте контроллера в зависимости от позиции получают питание вентили регулятора дизеля ВРД1, ВРД2, ВРДЗ. В зависимости от комбинации этих трех вентилей (1-я позиция-отключен; 2-я - включен вентиль ВРД1, 3-я - включен вентиль ВРД2 и т. д.) получает восемь различных положений восьмипозиционный прибор дизеля, управляющий подачей топлива. Цепь вентиля ВРД1: зажим Ш.121, провод 121.1, контакт контроллера, замкнутый на 1, 4, 6, 8-й позициях, провод 85.1, зажим Ш.85 провод 85.3, вентиль ВРД1.
Цепи вентилей ВРД2, ВРДЗ аналогичны.
Остановка дизеля. Дизель останавливают переводом контроллера на нулевую позицию и отключением автомата ВкА2. При этом размыкается цепь на вентили регулятора. В случае аварий дизель можно остановить включением кнопки КОД. При этом обесточивается аварийное стоп-устройство (АСУ) и срабатывает заслонка дизеля.
Защита дизеля от понижения давления масла. При нормальном давлении масла в магистрали (выше 0,1 МПа (1 кгс/см2) контакт реле давления масла ДДМ1 в цепи блок-магнита дизеля замкнут. При понижении давления ниже 0,1 МПа (1 кгс/см2) контакт реле ДДМ1 размыкается, дизель глохнет.
Защита от превышения максимальной частоты вращения вала дизеля. При увеличении частоты вращения вала дизеля выше 1700 об/мин дизель останавливается аварийным стоп-устройством (АСУ). Нормально катушка АСУ находится под напряжением по цепи: зажим Ш.47, провод 47.8, р. контакт КОД, провод 43.1, зажим Ш.43, провод 43.2, р. контакт реле скорости на дизеле PC, катушка АСУ, провод 2.13, зажим Ш.2.
Автоматическая прокачка масла после остановки дизеля. После пуска дизеля включается реле сигнализации РСГ. По окончании пуска з. контакт РСГ включает реле Рпр2 по цепи; автомат ВкАЗ, провод 47 1, зажим Ш.47, провод 47.3, разъем 11.11, провод 47.4, з. контакт РСГ, провод 35.4, разъем 11.14, провод 35.3, провод 35.2, р. контакт РВ1 с выдержкой 60 с, провод 49.1, зажим Ш.49, провод 49.2, разъем 11.7, провод 49.3, диод Діб, катушка реле Рпр2, перемычка на Рпрі, РСГ, провод 2.10 разъем 11.2, провод 2.9, зажим Ш.2. Реле Рпр2, сработав, становится на самопитание через свой з. контакт, одновременно другой з. контакт Рпр2 подготавливает цепь питания реле времени РВ1. При остановке дизеля реле РСГ отключается и р. контактом замыкает цепь питания РВГ. автомат ВкАЗ, провод 47.1, зажим Ш.47, провод 47 3, разъем 11.11, провод 47.4, з. контакт Рпр2, р. контакт РСГ, провод 71,3, разъем 1.3, провод 71.1, зажим Ш.71, провод 71.2, катушка РВ1, провод 2.16, зажим Ш.2.
Реле управления РУ2 срабатывает и своим замыкающим контактом замыкает цепь контактора КМН: автомат ВкАЗ, провод 47.1, зажим Ш.47, провод 47.3, разъем // /1, провод 47.4, з. контакт Рпр2, провод 35.4, разъем 11.14, провод 35.3, провод 35.2, р. контакт РВ1 с выдержкой времени 60 с, провод 49.1, зажим Ш.49, провод 49.2, разъем 11.7, провод 49.3, з. контакт РУ2, диод Д2, провод 53.3, разъем 11.21, провод 53.2, зажим Ш.53, провод 53.4, р. контакт РВ2, провод 57.1, катушка контактора КМН, перемычки 02, 01, провод 2.12, минус на рубильнике Б А.
Контактор КМН срабатывает и включает своим главным контактом маслопрокачивающий насос. Через 60 с р. контакт РВ1 с выдержкой 60 с разрывает цепь питания контактора КМН, который своим з. контактом разрывает цепь питания реле Рпр2. Прокачка масла прекращается. Одновременно з. контакт Рпр2 между проводами 47.4 и 55.3 разрывает цепь реле времени РВ1. Вся система возвращается в исходное положение и все цепи готовы к следующему пуску дизеля.
Общие положения и источники питания | Маневровый тепловоз ТГМ4А | Заряд аккумуляторной батареи