Двухмашинный агрегат, электродвигатель вентилятора холодильника и вспомогательные электрические машины
В процессе эксплуатации осматривайте двухмашинный агрегат и электродвигатель вентилятора холодильника, обращая внимание на коллектор, щетки, щеточные аппараты, соединительные шины, кабели щеткодержателей, подшипники и другие части электрических машин в доступных местах. При длительной работе машин под нагрузкой на поверхности коллектора образуется тонкая прочная пленка (политура), которая предохраняет коллектор от износа и улучшает условия коммутации. Для сохранения пленки коллектор без особой необходимости не шлифуйте.
Во избежание возникновения кругового огня по коллектору внутреннюю поверхность щита, коллектор, изоляторы и бандаж коллектора содержите в чистоте, для чего периодически протирайте их чистой сухой или слегка смоченной в спирте или бензине безворсовой салфеткой. Необходимо помнить, что находящаяся в продорожке коллектора угольная пыль при работе машин может привести к появлению кругового огня на коллекторе или возникновению на нем огневых полос. Рекомендуется очищать коллектор от угольной пыли жесткой волосяной щеткой.
Протирать и шлифовать коллектор необходимо без напряжения на нем.
Если коллектор имеет следы подгара, оллавления и шероховатости, вызывающие искрение щеток, поверхность коллектора прошлифуйте. При шлифовке применяйте только стеклянную шкурку зернистостью 220 (ГОСТ 5009-82), заложенную в специальную деревянную колодку с выемкой по радиусу коллектора и охватом по дуге не менее 1Q0 мм. После шлифовки машину очистите от пыли, протрите и продуйте сухим сжатым воздухом. При наличии нормальной коммутации в эксплуатационных режимах и биении, не превышающих нормы, коллектор не шлифуйте и не обтачивайте.
Щетки должны прилегать к коллектору не менее чем на 75 % рабочей поверхности, которая должна быть зеркально блестящей. При замене щеток обращайте внимание на нажатие, регулируя его установкой пружин в пределах; норм. Следует иметь в виду, что слабое или сильное нажатие щеток ведет к появлению искрения и чрезмерному износу коллектора и щеток.
В обоймах щеткодержателей щетки должны ходить свободно, без заеданий Износившиеся щетки, а также дефектные (например, с обломанными кромками, с поврежденной арматурой) заменяйте щетками той же марки. Вновь установленные щетки предваритель-но притрите на приспособлении, а затем пришлифуйте к поверхности коллектора. Для этого между щеткой и коллектором заложите стеклянную шкурку зернистостью 180 или 220 (ГОСТ 5009-82). Шероховатая сторона шкурки должна быть обращена к щетке. При этом щетку прижимайте к коллектору и шкурку протягивайте вперед по вращению до тех пор, пока поверхность щетки не примет форму поверхности коллектора. Шлифовку следует вести только при нажатии пружин щеткодержателей (прижимать щетку руками не следует). Во время шлифовки щетки, не подлежащие замене, приподнимите. После притирки щеток очистите машину сухим воздухом под давлением, пустите дизель и проработайте иа холостом ходу 15-20 мин.
При осмотре коллектора и щеточного аппарата обращайте внимание на зазор между щеткодержателем и поверхностью коллектора, а также на состояние поверхности коллектора. Биение коллектора не допускается. Осмотрите бандаж якоря, состояние пайки петушков коллектора и мест соединения шины и кабелей.
Периодически в процессе эксплуатации сразу после остановки дизеля в доступных местах проверяйте иа ощупь нагрев подшипников. Осматривая машины, следует проверить, нет ли на подшипниковом щите и коллекторном бандаже смазки из подшипников, а также влаги, масла и грязи на поверхности изоляции обмоток машин. При обнаружении в электрических машинах влаги, масла, грязи доступные части обмоток и коллекторов протрите и продуйте сухим воздухом под давлением не более 0,2 МПа (2 кгс/см2), так как более высокое давление может привести к механическим повреждениям изоляции. Сопротивление изоляции обмоток электрических машин по отношению к корпусу и между собой в холодном состоянии должно-быть не менее 0,5 МОм. Если сопротивление изоляции будет ниже, то определите место повреждения и устраните неисправность. При понижении сопротивления изоляции и отсутствии признаков повреждения электрические машины просушите.
Уход за вспомогательными электрическими машинами (электродвигателями стартеров, топливных и масляных насосов, вентилятора калорифера, вентилятора кабины машиниста) аналогичен уходу за двухмашинным агрегатом и электродвигателем вентилятора холодильника.
Колесные пары | Маневровый тепловоз ТГМ4А | Сушка изоляции электрических машин