Тепловоз ТГМ6А (рис. 1) предназначен для маневровой и вывозной работы на железных дорогах промышленных предприятий с колеей 1520 мм. Он может быть изготовлен для работы на железных дорогах с колеей 1435 мм, имеющих габариты подвижного состава, близкие к габариту 02-ВМ (ГОСТ 9238-83).
Силовая установка тепловоза расположена на сварной главной раме, которая передает нагрузку на рельсы через две двухосные тележки с центральными шкворнями. На каждую тележку рама опирается четырьмя скользящими опорами с резиновыми амортизаторами и текстолитовыми скользунами. Конструкция и расположение опор обеспечивают плавный ход тепловоза в прямом участке пути и его хорошие динамические качества при входе в кривую. Тележки имеют сварные боковины с литыми челюстями и литые шкворневые балки. Рама тележки опирается на колесные пары через рессорное подвешивание, состоящее из двух рессор, восьми пружин с амортизаторами и балансиров.
Вращающий момент от дизеля передается по следующей схеме: вал дизеля, оболочковая муфта, гидропередача, карданные валы, осевые редукторы, колесные пары. Преобразование момента происходит в унифицированной гидропередаче и осевых редукторах. Колесная пара получает вращение от осевого редуктора через осевую шестерню. Масса тепловоза передается на колесные пары через малогабаритные роликовые буксы, подшипники которых смазываются консистентной смазкой.
Кузов тепловоза капотного типа, защищающий расположенное в нем оборудование от пыли и атмосферных осадков, состоит из кабины машиниста, кузова машинного помещения, а также приваренных к раме кузовов аккумуляторного помещения и холодильной камеры. Кузов машинного помещения имеет съемную крышу с семью люками. Для выемки дизеля и гидропередачи крышу необходимо снять; для выемки прочих агрегатов достаточно сиять люки и съемные арки в крыше. Высокие двустворчатые двери машинного помещения делают удобным обслуживание дизеля и других агрегатов и узлов тепловоза. Кузов аккумуляторного помещения имеет крышу и люк. Чтобы вынуть расположенный в кузове контейнер с аккумуляторами, необходимо снять крышу, а для выемки отдельных банок аккумуляторов достаточно снять люк.
Кабина машиниста, установленная на раме на резиновых амортизаторах, соединена с аккумуляторной камерой через резиновые прокладки, что вместе с применением специальной изоляции позволило снизить уровень шума в кабине. В кабине машиниста установлены: стационарный пульт, с которого ведется управление тепловозом, переносный пульт со стороны помощника машиниста для удобства управления тепловозом при маневрах, шкафы для электроаппаратуры и одежды, умывальник, шкаф для продуктов, ручной тормоз, система контроля бдительности. Кабина машиниста оборудована также вентиляционной установкой, калорифером, обогревателями пола, холодильником для пищи, предусмотрено место под установку радиостанции.
В машинном помещении расположены: дизель, гидропередача, компрессор, вспомогательный генератор и ряд других вспомогательных механизмов.
Дизель восьмицилиндровый, четырехтактный, нереверсивный с газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Номинальная мощность дизеля при нормальных атмосферных условиях 883 кВт (1200 л.с), номинальная частота вращения коленчатого вала 1000 об/мин. Система охлаждения дизеля водяная принудительная двухконтурная, система смазки - циркуляционная под давлением.
Унифицированная многоциркуляционная гидродинамическая передача (УГП) с параллельной системой охлаждения масла связана с дизелем оболочковой муфтой. От гидропередачи вращающий момент передается через карданные валы и осевые редукторы на все четыре оси тепловоза. Карданные валы выполнены с неразъемными головками. Осевые редукторы унифицированные, с коническими посадками шестерен и фланцев.
Компрессор приводится во вращение через гидромеханический редуктор с муфтой переменного наполнения, поддерживающий близкую к номинальной частоту вращения вала компрессора на всех режимах работы дизеля. Вспомогательный генератор получает вращение через механический редуктор от входного вала гидропередачи и служит для питания цепей управления и освещения, а также для подзарядки аккумуляторных батарей.
В передней части тепловоза расположена холодильная камера, состоящая из водяных секций и вентилятора с гидродинамическим приводом и системой автоматики. Система охлаждения тепловоза двухконтурная: основной контур служит для охлаждения воды дизеля и масла УГП, дополнительный - для охлаждения наддувочного воздуха и масла дизеля. Теплообменник для охлаждения масла дизеля навешен на дизель. Автоматика обеспечивает открытие жалюзи, включение и выключение вентилятора.
Перед кабиной машиниста размещена аккумуляторная камера, в которой батареи установлены в два яруса для удобства их обслуживания. Аккумуляторная батарея служит для запуска дизеля, питания цепей управления, освещения и питания электродвигателей при неработающем дизеле.
Тепловоз имеет два связанных между собой топливных бака (левый и правый), подвешенных в средней части рамы. Забор топлива происходит из левого бака. В раме тепловоза расположены четыре бункера для песка. Тепловоз оборудован автоматическим и ручным тормозами, пожарной сигнализацией, установкой пожаротушения, пневматическими стеклоочистителями, приводом для расцепки автосцепки из кабины машиниста, воздушной системой для разгрузки саморазгружающихся вагонов, системой контроля бдительности машиниста и другими устройствами, облегчающими его эксплуатацию и повышающими безопасность движения.
Накопленный опыт эксплуатации и технического обслуживания тепловоза позволил значительно улучшить конструкцию отдельных его узлов. Совершенствование непрерывно продолжается, в связи с чем конструкция некоторых узлов может отличаться от описанной в данной книге.
| Маневровый тепловоз ТГМ6а | Основные технические характеристики тепловоза