Внешняя топливная система (рис. 48) предназначена для подачи топлива из расходных баков к топливным насосам высокого давления дизеля. Установленный на дизеле топливный насос 7, приводимый от коленчатого вала, засасывает топливо из топливного бака 12(2) через фильтр грубой очистки 17 и обратный клапан 16(1) и нагнетает его через фильтр тонкой очистки 6 в трубу, имеющую отводы к топливным насосам высокого давления 3 каждого цилиндра. Подпорный клапан 19 предназначен для поддержания определенного давления в этой трубе, необходимого для надежной работы насосов 3. Неиспользованное в топливных насосах топливо (избыточное), пройдя клапан 19, поступает в топливоподогреватель 18, а затем возвращается в бак. Входящие в топливный бак трубки (сливная и заборная) образуют топливозаборное устройство.
Перед пуском дизеля топливо в топливной системе прокачивают при помощи топливоподкачивающего насоса 14, имеющего привод от электродвигателя. Это необходимо для заполнения всех трубопроводов и полостей системы топливом и удаления из нее воздуха, который выходит через кран 2 и краники на фильтре тонкой очистки 6. Клапан 15 предохраняет топливоподкачивающий агрегат от перегрузки, перепуская часть топлива из нагнетательной во всасывающую магистраль. Обратный клапан 16(1) при работе топливоподкачивающего агрегата закрыт под давлением топлива и разделяет всасывающую и нагнетающую магистрали, а обратный клапан 16(2) под действием этого же давления открыт и пропускает топливо к фильтру 6 в обход насоса 7.
После начала работы дизеля топливоподкачивающий агрегат отключают, так как создаваемый им подпор топлива во всасывающей магистрали топливного насоса 7 снижает долговечность уплотнитель-ных манжет этого насоса. При работе только одного насоса 7 обратный клапан 16(1) открывается под действием разрежения во всасывающей магистрали, а клапан 16(2) закрывается под давлением топлива, разделяя нагнетающую и всасывающую магистрали.
Давление топлива, подводимого к насосам 3, измеряется дистанционным электроманометром 4. Демпфер 5, состоящий из пластин с отверстиями малого диаметра, предназначен для защиты чувстви-
тельного датчика манометра от разрушения при пульсациях давления, возникающих в системе.
Топливо на тепловозе размещено в баках 12(1) и 12(2) общей вместимостью 5400 л. Баки подвешены под рамой тепловоза на кронштейнах и закреплены болтами. Они соединены между собой трубой и являются сообщающимися сосудами. Наличие двух баков вызвано конструктивной особенностью тепловоза с гидропередачей, которая вместе с карданным приводом осевых редукторов тележек занимает среднюю часть тепловоза. Топливные баки сваривают из стальных листов толщиной 4 мм. Для защиты от коррозии внутренние и наружные поверхности бака окрашивают. Для обеспечения работы тепловоза в условиях горячих цехов металлургических предприятий по требованию заказчика баки оборудуют экранами тепловой защиты, изготавливаемыми из стальных или алюминиевых листов и располагаемыми на расстоянии 40-50 мм от поверхности бака по всему его периметру. Баки заполняют топливом через заливочные горловины 8(1) и 8(2), расположенные с обеих сторон тепловоза. В горловины вставлены сетчатые фильтры, аналогичные применяемым на тепловозах ТГМЗ. В днище каждого бака имеется отстойник со сливной пробкой 11, открываемой при промывке бака, и клапаном слива топлива 13, предназначенным для слива отстоя через специальный шланг. На боковой поверхности каждого бака имеются четыре лючка (на конической резьбе) для осмотра и промывки внутренней полости.
Рис. 48. Схема внешней топливной системы: 1-дизель, 2-край для выпуска воздуха, 3-топливный иасос высокого давления; 4-дистанционный электромаиометр; 5-демпфер; 6-фильтр тонкой очистки топлива; 7-топливный насос, 8(1), 8(2)-заливочные горловины; 9(1), 9(2)-трубы топливомеров; 10(1), 10(2) - вентиляционные трубы, 11(1), 11(2)-сливиые пробки; 12(1), 12(2)-топливные баки, 13(1), 13(2)-клапаны слива топлива; 14-топливоподкачивающий иасос; 15-предохранительный клапаи; 16(1), 16(2)-обратные клапаны; 17-фильтр гглубой очистки топлива, 18-топливо-подогреватель, 19-подпорный клапан
Объем топлива в баках замеряют топливомерными рейками, устанавливаемыми в трубах 9(1) к 9(2). Через эти трубы и трубы 10(1) и 10(2) баки сообщаются с атмосферой, что обеспечивает выход воздуха из них при заполнении и исключает появление разрежения в баках при расходе топлива дизелем.
Топливоподкачивающий агрегат (рис. 49) состоит из электродвигателя 1 и насоса 3, смонтированных на одной плите 5 и соединенных при помощи кулачковых полумуфт 6 и 8 и крестообразного резинового амортизатора 7. Для нормальной работы агрегата необходимо обеспечить соосность валов электродвигателя и топливного насоса. Несоосность и перекос осей допускаются не более 0,1 мм, регулировку поизводят установкой прокладок 11 под лапы электродвигателя. После окончательной установки электродвигателя и насоса ставят контрольные штифты 4 и 10. Вращающиеся детали - полумуфты с амортизатором - закрыты предохранительным кожухом 2, который закреплен на плите с помощью откидных замков 9, что обеспечивает удобство осмотра и замены амортизатора.
Фильтр грубой очистки топлива (рис. 50) имеет корпус 3, в котором размещен набор фильтрующих элементов 5, собранных в пакет на трехгранном стержне 10, ввернутом в крышку /. Крышка уплотнена кольцом 2. Пакет фильтрующих элементов закреплен на стержне гайкой 8 с шайбой 9, которая застопорена гранями стержня и предохраняет фильтрующие элементы от повреждения во время затяжки гайки 8. После затяжки гайку 8 стопорят шплинтом 7. Снизу в корпусе 3 имеется пробка 6 с резьбой для слива отстоя.
Топливо поступает в фильтр через отверстие в нижнем фланце 11 и через сетки элементов 5 попадает внутрь пакета. Очищенное топливо по каналам трехгранного стержня 10 перетекает в канал крышки 1 и через отверстие в верхнем фланце 4 выходит из фильтра. Посторонние частицы размером более 45 мкм задерживаются сетками, оседая на их поверхностях, а также скапливаются в нижней части корпуса фильтра. Периодически (2 раза в неделю) их удаляют через отверстие, закрытое пробкой 6.
Во время очистки фильтров, проводимой при их профилактическом осмотре, крышку 1 снимают и вынимают пакет фильтрующих элементов. Для разборки пакета отворачивают гайку 8 и снимают шайбу 9.
Перепускной клапан (рис. 51) имеет корпус 9 и клапан 8, изготовленные из оловянистой бронзы, а также стальные муфту 4, болт 2 и пружину 5. Клапан 8 притирается к посадочной поверхности входного канала корпуса и прижимается к ней стержнем 6, на который действует пружина 5 через шайбу 7. С помощью болта 2 клапан регулируется на открытие при давлении топлива 0,25 МПа (2,5 кгс/см2), после чего болт стопорится гайкой 3 и закрывается колпачковой гайкой 1, которая пломбируется.
Рис. 49. Топливоподкачивающий агрегат: 1-электродвигатель; 2-предохранительный кожух; 3-насос; 4, 10-конические штифты; 5-плита; 6, 8-полумуфты; 7-амортизатор муфты; 9-замок; 11-прокладка
Рис. 50. Фильтр грубой очистки топлива: Рис. 51. Перепускной клапан:
1-крышка фильтра; 2-уплотнительное кольцо; 1-колпачковая гайка; 2-рег., 3-корпус фильтра; 4, И-фланцы; 5-фильтрую- ровочиый болт; 3-гайка; 4-муфта; 6-пробка; 7-шплинт; 8-гайка; 5-пружина; 6-стержень; 7-упор 9-шайба; 10-стержень иая шайба; 8-клапан; 9-корпус
Рис. 52. Клапан слива топлива: 1-корпус; 2-пружина, 3-шарик, 4-кольцо, 5-прокладка, 6-пробка
Клапан слива топлива (рис. 52) шарикового типа. Пружина 2, упирающаяся в корпус 1, прижимает шарик к пояску кольца 4. препятствующего вытеканию топлива из бака. Для спуска отстоя или слива топлива снимают пробку 6 и вместо нее ввертывают наконечник со шлангом. При завинчивании наконечник отжимает шарик от кольца, и топливо сливается через шланг.
Внешняя водяная система | Маневровый тепловоз ТГМ6а | Воздушная система дизеля