Внешняя водяная система дизеля (рис. 45) состоит из двух контуров: основного (горячего) и дополнительного (холодного). Система постоянно заполнена водой, причем образование воздушных или паровых мешков в трубопроводах и полостях дизеля исключено благодаря расширительному водяному баку 16, из которого пополняются утечки.
Охлажденная в секциях холодильника тепловоза вода дополнительного контура поступает во всасывающую полость водяного насоса 31, который нагнетает ее последовательно в охладитель наддувочного воздуха 33 и охладитель масла 34. Отобрав тепло от наддувочного воздуха и масла дизеля, нагревшаяся вода снова поступает в секции холодильника 28. Для контроля температуры воды, выходящей из секции холодильника, служит дистанционный электротермометр 11(2), датчик которого установлен на трубопроводе, соединяющем секции с насосом 31, а указатель выведен на пульт машиниста. На этом же трубопроводе установлены датчики-реле температуры 17(5)-17(7), входящие в состав системы автоматики, управляющей работой холодильника тепловоза.
Рис. 45. Схема внешней водяной системы: 1, 32, 40, 43-краны; 2, 4, 7, 8, 20, 23, 24, 25, 29, 30, 36, 37, 38-вентили; 3, 6, 18, 26-соединительные головки; 5-топливоподогреватель; 9(1), 9(2) - штуцера под ртутные термометры; 10(1), 10(2) - штуцера для периодического замера давления; 11(1), 11(2)-дистанционные электротермометры; 12-водомерное стекло; 13-датчик-реле уровня; 14-крышка с паровоздушным клапаном; 15-заливочная горловина; 16-водяной бак; 17(1) -17(7)-датчикн-реле температуры; 19, 27-секции холодильника основного контура; 21-охладитель масла гидропередачи; 22-водяной насос основного контура; 28-секции холодильника дополнительного контура; 31-водяной насос дополнительного контура; 33-охладитель наддувочного воздуха; 34-охладитель масла; 35-трубопроводы; 39-калорифер; 41(1), 41(2) - обогреватели пола; 42(1), 42(2)-пробки для выпуска воздуха
Охлажденная в секциях 19 и 27 вода основного контура поступает в охладитель масла гидропередачи 21, а затем во всасывающую полость насоса 22, который нагнетает ее во внутреннюю систему дизеля и турбокомпрессора. Выходящая из дизеля вода снова возвращается в секции 19 и 27. Для контроля температуры воды, выходящей из дизеля, служит дистанционный электротермометр 11(1), указатель которого выведен на пульт машиниста. Датчики-реле температуры 17(1)-17(4) входят в состав системы автоматики, управляющей работой холодильника.
Расширительный бак 16 предназначен для обоих контуров. Он соединен подпиточными трубами со всасывающими магистралями каждого насоса. При заполнении системы водой бак заполняют примерно на 2/з объема. Оставшаяся часть служит для расширения воды при нагреве и сбора пара, поступающего в верхнюю часть бака через тонкие пароотводные трубки из верхних точек водяной системы дизеля и секций холодильника. На верхней стенке бака имеется заливочная горловина 15, закрытая крышкой 14 со встроенным в нее паровоздушным клапаном. На боковой стенке установлено водомерное стекло 12, показывающее уровень воды в баке, а также датчик-реле уровня 13, сигнализирующий о снижении уровня воды в баке ниже допустимого предела («упуск воды»). При работе дизеля в водяном баке создается избыточное давление паров, достигающее величины, на которую отрегулирован паровоздушный клапан, что улучшает работу водяных насосов, с которыми бак связан подпиточ-ными трубами.
Для подогрева топлива и обогрева кабины параллельно основному контуру циркуляции воды, рассмотренному выше, подключен вспомогательный контур. При работающем дизеле горячая вода в этот контур поступает по трубе с вентилем 37. При открытом вентиле 38 вода проходит в калорифер 39 кабины машиниста и в обогреватели пола 41(1) и 41(2). Для включения топливоподогревателя 5 открывают вентиль 4. Пройдя указанные теплообменники, вода возвращается к насосу 22 через трубу с вентилем 8.
Систему охлаждения заправляют водой (под давлением) через одну из соединительных головок 3, 6, 18 или 26, имеющихся по обеим сторонам тепловоза. Соединительные головки стандартные, применяемые в соединительных рукавах тормозной системы. Выпуск воздуха из водяной системы при заполнении ее водой обеспечивают открытием крана 43, соединяющего водяной бак с атмосферой, а также всех вентилей, кранов и пробок. Кран 43 надо обязательно открывать перед снятием крышки 14, чтобы уравнять давление воздуха в баке с атмосферным. Дозаправку водяного бака можно производить через заливочную горловину 15, представляющую собой патрубок с наружной резьбой М60Х2.
Прогрев дизеля перед пуском, а также секций холодильника и всех теплообменников можно производить путем прокачки горячей воды от постороннего источника. Горячую воду под давлением 0,15- 0,20 МПа (1,5-2 кгс/см2) подводят к соединительной головке 3; отводят воду через соединительную головку 6.
Для исключения размораживания охладителя наддувочного воздуха и переохлаждения масла дизеля при низких температурах окружающего воздуха всасывающий трубопровод насоса 31 дополнительного контура соединен трубопроводом с выходом воды из основного контура. При открытии вентиля 24 происходит частичное смешивание воды обоих контуров и в результате температура воды в дополнительном контуре повышается.
Положение вентилей, кранов и соединительных головок при различных условиях работы системы показано в табл. 1.
В холодное время года на неработающем тепловозе для предотвращения замерзания водяной системы воду из нее сливают, При этом снимают крышку заливочной горловины, чтобы в системе не образовалось разрежение. Для полного удаления воды систему продувают сжатым воздухом через заливочную горловину.
Паровоздушный клапан (рис. 46) смонтирован в крышке заливочной горловины водяного бака. Конструкция клапана обеспечивает его работу в двух направлениях: прямом - выпуск пара из бака при превышении давления в нем 0,05-0,75 МПа (0,5-0,75 кгс/см2) и обратном - впуск воздуха в бак при разрежении 0,004-0,008 МПа (0,04-0,08 кгс/см2). Соответственно имеются две пружины: прямого действия 14 и обратного действия 9. Пружина прямого действия через шайбу 13, изолятор 12, шайбу 15, гайку 17 и шток 8 воздействует на грибок 5, прижимая его к резиновой прокладке 3. При давлении пара в баке выше нормального грибок 5 приподнимается, преодолевая силу сжатия пружины 14, и выпускает часть пара в атмосферу через отверстия в пластмассовом колпачке 2. При появлении разрежения в баке атмосферный воздух, преодолевая силу затяжки пружины 9, отжимает резиновую прокладку 7 вместе с верхней тарелкой 6 от посадочных мест вокруг грибка и входит в бак Корпус 1 клапана, служащий одновременно крышкой заливочной горловины, представляет собой чугунную отливку, которая для предохранения от коррозии кадмируется. Антикоррозионному покрытию подвергаются также изготовленные из стальной проволоки пружины 9 и 14. Изоляторы 12, служащие для защиты пружины прямого действия 14 от электролитической коррозии, выполнены из эбонита, остальные детали клапана (кроме прокладок) - из латуни. Тщательное предохранение деталей от коррозии обусловлено работой клапана в среде насыщенного пара.
Датчик-реле уровня ДРУ-1 (рис 47) прикреплен к боковой поверхности расширительного бака восемью болтами, входящими в отверстия во фланце 11. Датчик состоит из четырех основных узлов: чувствительного элемента - поплавка 14, разделительного устройства - сильфона 13, микропереключателя 4 и корпуса 9. В корпусе имеется кронштейн 8, на котором закреплен микропереключатель. На двух приливах корпуса крепится штепсельный разъем 15 и стопорное устройство с винтом 3. Корпус закрыт крышками 1 и 5. Места соединений корпуса с крышками и фланцем 11 уплотняют прокладками 2, 6 и 10. Колодка разъема уплотнена прокладкой 16. Датчик имеет винт 18 для заземления (на тепловозе не используется) и колпачок 17 для пломбирования.
Принцип работы датчика-реле основан на изменении положения поплавка 14 под действием выталкивающей силы воды. При перемещении поплавка рычаг 12 воздействует на микропереключатель 4, включенный в электрическую цепь сигнализации. Сильфон 13 выполняет функцию разделителя между водой в баке и окружающим воздухом. Прибор настраивают на срабатывание регулировочным болтом, 7, ввернутым в рычаг 12.
Рис 47 Датчик-реле уровня ДРУ 1 1 5-крышки, 2, 6, 10, 16-прокладки 3- стопорный винт, 4-микропереключатель, 7- регулировочный болт, 8-кронштейн, 9-корпус, 11-фланец, 12-рычаг, 13-сильфон, 14- поплавок, 15-штепсельный разъем, 17-колпачок, 18-винт
Стопорное устройство имеет два фиксированных положения стопорного винта 3: для транспортировки и эксплуатации. Изменяют положения поворотом винта на 180°. При этом винт перемещается относительно корпуса 9, поджимая рычаг 12 к кронштейну 8. На головке винта нанесена точка, и на корпусе прибора имеются буквы Т (транспортирование) и Э (эксплуатация). По положению точки относительно букв определяют, в каком положении находится стопорное устройство.
Внешняя масляная система | Маневровый тепловоз ТГМ6а | Топливная система