Масло служит не только для смазывания трущихся поверхностей, нагревающихся при работе дизеля, но и для отвода от них тепла. Количество тепла, передаваемого деталями дизеля маслу, может достигать 334 МДж/ч (80 тыс. ккал/ч). Для отвода тепла от масла на дизеле установлен водомасляный теплообменник. В холодное время года на стоянках необходимо поддерживать температуру масла на допустимом уровне, что в эксплуатации осуществляется периодическими пусками и кратковременной работой дизеля без нагрузки.
Насос 17 (рис. 41) засасывает масло из масляной ванны дизеля и нагнетает его в дизель через фильтр грубой очистки 3, фильтр тонкой очистки 5 и охладитель масла 19. Часть масла после фильтра грубой очистки поступает в центробежный фильтр 23 Пройдя по всем каналам и зазорам, масло снова попадает в масляную ванну дизеля, где завершается круг его циркуляции.
Рис 41 Схема внешней масляной системы 1-дизель, 2-кран, 3-фильтр грубой очистки, 4(1)-4(4)-штуцера для периодического замера давления, 5-фильтр тонкой очистки, 6-вентиль отбора проб масла, 7-штуцер под ртутный термометр, 8-дистанционный электротермометр, 9(1), 9(2)-датчики термореле, 10-подпорный клапан, 11-гидромуфта, 12-реле давления, 13-маслопрокачивающий насос, 14-предохранительный клапан, 15-невозвратный клапан, 16-дистанционный электрома нометр, 17-масляный насос, 18-перепускной клапан, 19-охладитель масла, 20(1)-20(3) - сливные вентили, 21(1), 21(2)-измерители уровня масла, 22(1), 22(2)-заправочные горловины, 23-центробежный фильтр
Чтобы заполнить маслом трубопроводы и фильтры, а также подвести смазку ко всем трущимся частям дизеля перед его пуском, в масляной системе установлен маслопрокачивающий насос 13 с приводом от электродвигателя. Масло прокачивается через невозвратный клапан 15, который при работе дизеля закрывается под напором масла, создаваемым основным насосом 17, что исключает раскручивание маслопрокачивающего насоса и его электродвигателя обратным потоком масла.
Предохранительный клапан 14, отрегулированный на давление 0,25 МПа (2,5 кгс/см2), предназначен для защиты маслопрокачивающего насоса 13 от перегрузки (при холодном масле). Дистанционный электротермометр 8 и электроманометр 16 служат соответственно для определения температуры и давления масла, поступающего в магистраль дизеля. Часть масла (до 60 л/мин) из системы дизеля отбирается для гидромуфты 11 привода вентилятора холодильной камеры. Расход масла регулируется подпорным клапаном 10. Пройдя гидромуфту, масло сливается в ванну дизеля. Охладитель 19 может служить для подогрева масла перед пуском, если через него прокачивать горячую воду (от постороннего источника) при включенном мас-лопрокачивающем насосе 13.
Масло в ванну дизеля заправляют либо через заправочные горловины 22( 1) и 22(2), расположенные по обеим сторонам дизеля, либо под давлением через трубу с вентилями 20(2) и 20(3), выходящую на обе стороны тепловоза (под главной рамой). Через эту же трубу сливают масло из ванны дизеля, оборудования и труб масляной системы. Подсоединительные места заправочных горловин и заправочной (сливной) трубы выполнены в виде наконечников с наружной резьбой М60Х2, закрытых колпачками, согласно действующему стандарту на экипировочные устройства тепловозов ОСТ 24.140.22-73.
Невозвратный клапан (рис. 42) состоит из корпуса 1, отлитого из чугуна, стальных направляющего штуцера 2, пробки 3 и втулки 5, бронзового клапана 4. Поднятый вверх клапан 4 свободно под действием собственного веса опускается вниз. Герметичность притирки клапана к втулке проверяют подачей топлива под давлением 0,5 МПа (5 кгс/см2), нагнетаемого в полость а. Такой же клапан применен и в топливной системе дизеля.
Предохранительный клапан (рис. 43) имеет отлитый из чугуна корпус 9. Бронзовый клапан 7, упирающийся во втулку 8, регулируется с помощью винта 1 на открытие при давлении масла 0,25 МПа (2,5 кгс/см2), нагнетаемого в полость б. После этого винт 1 фиксируется контргайкой 2 и пломбируется.
Фильтр тонкой очистки (рис. 44), предназначенный для фильтрации всего потока масла, нагнетаемого в дизель, состоит из корпуса и восьми фильтрующих элементов типа «Нарва-6», изготовленных из специального картона.
Основными деталями корпуса фильтра являются: основание 1 и четыре вертикальных корпуса 9. Основанием служит чугунная отливка с горизонтальными каналами и фланцами для входа и выхода масла, а также вертикальными каналами, соединяющими основание с корпусами 9, которые установлены на верхнюю плоскость основания. Корпуса представляют собой стальные цилиндры с соединительными фланцами. Они крепятся к основанию четырьмя болтами (каждый корпус). В местах соединений установлены резиновые уплот-нительные кольца 7.
Рис. 42. Невозвратный клапан: 1-корпус; 2-направляющий штуцер; З-пробка; 4-клапан; 5-втулка, а-полость
Рис. 43. Предохранительный клапан: 1-регулировочный винт; 2-контргайка, 3-подмотка, 4-пробка; 5-прокладка; 6-пружина; 7-клапан; 8-втулка; 9- корпус, 10-проволока; 11-пломба; а, б-полости
Опорами фильтрующих элементов 8 служат стаканы 26 и опоры 6. Сверху фильтрующие элементы прижимаются через шайбу 15 пружиной 16. Верхняя часть пружины 16 упирается в шайбу, удерживаемую на корпусе 10 клапана стопорным кольцом 17. В корпуса 9 ввернуты перепускные клапаны тарельчатого типа, которые предохраняют фильтрующие элементы от разрушения при повышении перепада давления масла. Перепускной клапан состоит из корпуса 10, клапана 14, пружины 13, шайбы 12 и стопорного кольца 11. Корпуса 9 при помощи болтов 19, имеющих дроссельные отверстия, соединены с трубопроводом 18, через который выпускается воздух в картер дизеля при заполнении фильтра маслом и в процессе работы.
Фильтр устанавливают на кронштейне на правой стенке кузова машинного отделения на восьми опорах и закрепляют шпильками 25 и гайками. Скобы 23 служат для транспортировки фильтра.
Нагнетаемое в основание корпуса масло поступает в верхний горизонтальный канал и далее одновременно во все вертикальные корпуса, омывая снаружи фильтрующие элементы. Просочившись через стенки элементов во внутреннюю полость, профильтрованное масло поступает в нижний канал основания, из которого направляется в масляную систему дизеля. При большой засоренности элементов, когда перепад давления снаружи и внутри элементов достигает 0,18 МПа (1,8 кгс/см2), открывается клапан 14, перепуская масло во внутреннюю полость элементов и далее в отводной канал.
Рис. 44. Фильтр тонкой очистки масла: 1-основание; 2-пробка; 3, 5, 20-прокладки; 4-крышка; 6-опора; 7-уплотнительное кольцо; 8-фильтрующий элемент; 9-корпус; 10-корпус клапана; 11, 17-стопорные кольца; 12, 15-шайбы; 13, 16-пружины; 14-клапаи; 18-трубопровод; 19-болт; 21, 25-шпильки; 22-гайка; 23-скоба; 24-заглушка; 26-стакан
Фильтрующие элементы очистке и промывке не подлежат. После определенного срока (примерно 500-600 ч работы дизеля) или при перепаде давления между входом масла в фильтр и выходом из него, равным 0,18 МПа (1,8 кгс/см2), они подлежат замене. Корпус при этом промывают.
Маслопрокачивающий насос шестеренного типа, смонтированный на одной плите с электродвигателем и соединенный с ним при
помощи зубчатой муфты, образует маслопрокачивающий агрегат, унифицированный с аналогичным агрегатом тепловозов ТЭЗ, ТЭ7 и др. Электродвигатель агрегата типа П41 работает от аккумуляторной батареи. Маслопрокачивающий агрегат включают кнопкой «Запуск» на пульте управления.
Установка дизеля | Маневровый тепловоз ТГМ6а | Внешняя водяная система