Рассмотрим положение органов системы при работающем дизеле до включения гидропередачи. Питательный насос 30 (рис. 80, а) подает масло в полость и золотниковой коробки по каналу 24 и в теплообменник 17 по каналу 29 через фильтр 28. Охлажденное в теплообменнике масло возвращается в УГП и через подпорный клапан 16 сливается в картер. Одновременно насос управления подает масло через фильтр 14 к электрогидравлическим вентилям 9. Так как вентили обесточены и, следовательно, не пропускают масло на управление золотниковой коробкой, все масло, подаваемое насосом управления, сливается через клапан 15 в картер. В нерабочем положении золотниковой коробки сливные каналы 26 и 27 открыты; масло, случайно оказавшееся в ГТР, сливается через золотниковую коробку в картер.
Работа ГТР (рис. 80, б). При переводе штурвала контроллера машиниста с нулевой на 1-ю рабочую позицию замыкается цепь питания катушки первого электрогидравлического вентиля. Золотник вентиля перемещается вниз и открывает доступ маслу, подаваемому насосом управления, по каналу Г к золотниковой коробке. Одновременно под давлением масла перемещается шток золотника 13 клапана быстрого включения. Попав в полость а золотниковой коробки, масло, преодолевая сопротивление пружины, перемещает золотник 21 со штоком 19 вниз до тех пор, пока проточка штока не сообщит полость а с полостью б. При этом масло начнет сливаться и его давления уже не хватит, чтобы преодолевать сопротивление пружины и двигать золотник дальше. В этом положении золотника масло, нагнетаемое питательным насосом, из полости и попадает в полость к, из которой по каналу 23 поступает на наполнение первого ГТР. Сливной канал 26 первого ГТР при этом перекрывается нижней кромкой золотника, а сливной канал 27 второго ГТР остается открытым. Одновременно с подачей масла к золотниковой коробке питательный насос подает масло к теплообменнику и далее на слив в картер.
Работа на втором ГТР (рис. 80, в). При достижении тепловозом скорости, соответствующей переходу на втором ГТР, замыкается цепь питания катушки второго электрогидравлического вентиля. Масло, подаваемое насосом управления, попадает в полость б золотниковой коробки и перемещает золотник 21 до тех пор, пока его верхний торец не дойдет до полости в, соединенной со сливом. Передвигаясь вниз, золотник открывает сливной канал 26 первого ГТР и отсоединяет полость и от полости /с, соединяя ее с полостью н, откуда масло, подаваемое питательным насосом, по каналу 25 попадает во второй ГТР. Одновременно сливной канал 27 второго ГТР перекрывается кромкой золотника.
Работа на ГМ (рис. 80, г). Если скорость движения тепловоза продолжает расти, происходит автоматический переход со второго ГТР на ГМ. Включается в работу третий электрогидравлический вентиль, пропускающий масло от насоса управления в полость в золотниковой коробки. Золотник под действием давления масла движется вниз до упора верхней крышки 18 в корпус 20. Масло, подаваемое питательным насосом по каналу 24, сверлениям в золотнике и каналу 22, поступает в полость ГМ, в то же время часть масла поступает по сверлению в колоколе на закрытие клапанов опорожнения. Одновременно с заполнением ГМ и вступлением ее в работу нижняя проточка золотника 21 открывает каналы слива масла из гидротрансформаторов через полости е и ж, а канал 25 наполнения второго ГТР перекрывается. Тепловоз работает на гидромуфте.
Действие клапана быстрого включения. При движении Тепловоза накатом со скоростью, соответствующей работе на втором ГТР, после включения гидропередачи замыкаются цепи питания катушек сразу двух электрогидравлических вентилей. При этом в отличие от момента включения первого ГТР давление масла действует на золотник 13 клапана быстрого включения одновременно с двух сторон, и золотник остается на месте. Масло, подаваемое насосом управления, поступает на включение золотника золотниковой коробки через первый и второй гидравлические вентили, причем через первый оно идет без дросселирования в жиклерах. Поэтому золотник быстро движется вниз, вызывая сразу заполнение второго ГТР.
Обратные переходы. При уменьшении скорости тепловоза до значения, соответствующего переходу с одного гидроаппарата на другой, автоматика размыкает цепь питания катушки гидравлического вентиля работающего гидроаппарата, при этом полость под золотником золотниковой коробки, куда поступало масло от насоса управления, соединяется со сливом. Пружина возвращает золотник в положение, соответствующее работе на предыдущем по порядку гидроаппарате. Золотник при этом перекрывает канал подачи масла в отключаемый гидроаппарат и открывает доступ масла к гидроаппарату, включаемому в работу.
Особенности переходных процессов. При переходе с одного гидроаппарата на другой во время отключения ГТР происходит резкое падение силы тяги тепловоза, так как ГТР обладает свойством передавать вращающий момент только при наличии у находящегося в нем масла определенного давления. Чтобы по возможности избежать падения силы тяги, опорожнение выключаемого ГТР производят только после частичного наполнения следующего. Это достигается особенностями конструкции органов управления.
В каналы, подающие масло от электрогидравлических вентилей на управление золотниковой коробкой, встроены жиклеры, резко уменьшающие сечение каналов. Этим обеспечивается медленное перемещение золотника в коробке (4-5 с). Кроме того, отверстия в гильзе золотниковой коробки и проточки золотника выполнены так, что при медленном перемещении золотника сначала заполняется маслом включаемый в работутидроаппарат и только потом открывается слив масла из предыдущего. Таким образом, некоторое время оба ГТР оказываются заполненными, благодаря чему процесс переключения с одного аппарата на другой сопровождается лишь незначительным падением тягового усилия.
Рис. 80. Схема автоматического управления гидропередачей: а-на холостом ходу; б-на первом ГТР; в-иа втором ГТР; г-на ГМ; 1-шестерня; 2- вал отбора мощности; 3-гидромуфта; 4-шестерня второй ступени; 5-шестерня привода питательного иасоса; 6, 7-гидротрансформаторы; 8-шестерня первой ступени; 9-электрп гидравлические вентили; 10, 11,12-жиклеры; 13-золотник клапана быстрого включения; 14- фильтр системы управления; 15-клапан вихревого насоса; 16-подпорный клапан; 17-теплообменник; 18-крышка золотниковой коробки; 19-шток; 20-корпус; 21-золотник; 22, 20, 24, 25, 26, 27, 29- каналы; 28-фильтр масляной системы; 30-питательный насос; 31-вихр»-вой насос; 32-обратный клапан; 33- смазочные форсунки; 34-магнитный фильтр; 35 - насос системы смазки
Узлы системы автоматического управления гидропередачей | Маневровый тепловоз ТГМ6а | Установка гидропередачи