Назначение, классификация и расположение электрооборудования

На тепловозе применяются четыре группы электрооборудования: аккумуляторная батарея, электрические машины, электрические аппараты, контрольно-измерительные приборы. Основная часть электрооборудования сосредоточена в кабине машиниста, дизельном и аккумуляторном помещениях, холодильной камере. В кабине тепловоза расположены аппаратный шкаф, пульт управления тепловозом, вентиляторы-антиобледенители, радиостанция с пультом управления. Все электроаппараты, находящиеся внутри аппаратного шкафа, пультов управления и т. д., имеют маркировку, соответствующую их обозначениям на электрической схеме тепловоза. Аккумуляторное помещение расположено перед кабиной машиниста. Аккумуляторы размещены в нем в два ряда. В дизельном помещении установлены электродвигатели топливного и маслопрокачивающего насосов, аппараты управления гидропередачей и дизелем, электропневматические вентили, температурные реле, датчики контрольно-измерительных приборов, вспомогательный генератор, светильники.

На внешней стороне кузова тепловоза размещаются осветительная аппаратура ходовой части, розетки различного назначения, переговорное устройство, антенна радиостанции, светильники-сигнализаторы местонахождения машиниста.

Устройство многих электрических аппаратов, аккумуляторных батарей и контрольно-измерительных приборов в настоящей книге изложено кратко, так как достаточно полное их описание содержится в литературе по тепловозам с электрической передачей. Более подробно описаны лишь недавно разработанные и примененные на тепловозе аппараты и специфичные для тепловозов с гидропередачей электрические машины.

Монтаж электрооборудования. Электрооборудование устанавливается на тепловозе с учетом максимально возможной компактности, надежной защиты от загрязнений и повреждений, а также безопасности и удобства эксплуатации.

Электрические машины и аппараты соединяют проводами ППСВ, БПВЛ, ПРДПС или ППСРВМ. Для внутриблочного соединения промежуточных реле применяют монтажный провод МГШВ, а для межблочного монтажа радиостанции - кабель управления КУПВ. Каждый провод и кабельную жилу маркируют с обоих концов номером, соответствующим номеру на электрической схеме. Различают внешний и внутренний проводной и кабельный монтаж электрооборудования. Внутренним принято считать монтаж внутри аппаратов, блоков, пультов, шкафов и т. д., а внешним - соединение упомянутых блоков и пультов между собой. При внешнем монтаже кабели и провода помещают в стальные трубы, защищающие их от случайных механических повреждений, а также от попадания на изоляцию масла, топлива, посторонних предметов и т. д. На входе и выходе проводов в трубы устанавливают полиэтиленовые или резиновые уплотняющие втулки, а выходящие из труб провода обматывают киперной лентой, покрываемой изоляционным лаком. Для ответвления труб применяют специальные коробки. В некоторых случаях провода укладывают в полихлорвиниловые трубки или металлические рукава.

Рис. 83. Аппаратный шкаф: 1-панель с резисторами ПС-50230; 2-реле времени ВЛ-50; 3-панель с силовыми диодами; 4-панель с резисторами ПС-50131; 5-панель с предохранителями; 6-тумблер П2Т-1; 7- указатель электротермометра; 8-тумблер П2Т-3; 9, 12, 30, 31-автоматы А63М; 10, 11- автоматы А63МГ; 13-вольтметр М1611; 14-амперметр М42100; 15-счетчик моточасов 228ЧП; 16- универсальный переключатель УП5312; 17-рубильник; 18-универсальный переключатель УП5314; 19- блок промежуточных реле; 20-щиток с кнопками к вольтметру; 21- кнопка соответствия реверса КЕ-011; 22-указатель электротахометра; 23, 29-рейки зажимов; 24-сирена ПВ-СС; 25-контактор масляного насоса ТКПМ-121; 26- контактор дизеля ГКПМ-121; 27, 28- пусковые контакторы ТКПД-П4В; ^-панель с резисторами Т1С-2027; 33-панель резисторов; 34-панель конденсаторов; 35-регулятор напряжения БРН-ЗВ; 36- блок управления

Аппаратный шкаф представляет собой сварной каркас из уголков, на которых установлена электроаппаратура (рис. 83). Он закрыт со всех сторон (кроме нижней и задней стенок и проемов под дверцы) обшивочными листами. Шкаф и приваренный к нему с правой стороны пульт, который имеет аналогичную конструкцию, крепят снизу и сзади к кузову тепловоза болтами на бонках. Провода между шкафом и пультом проложены без промежуточных зажимов и штепсельных разъемов.

Блок промежуточных реле (рис. 84), устанавливаемый в аппаратном шкафу, представляет собой сварную конструкцию из уголков и прутков, на которой размещены электрические аппараты. Соединительные провода от аппаратов выведены на колодки штепсельных разъемов, пучки проводов закреплены на прутках (трассах).

Блок управления гидропередачей (рис. 85), расположенный в аппаратном шкафу, представляет собой металлический кожух, в котором находятся элементы электроавтоматики гидропередачи. В блоке управления суммируются сигналы, которые поступают от датчика скорости локомотива.

Электроавтоматика гидропередачи выполнена по схеме безопорного напряжения с датчиком скорости переменного тока, что позволяет исключить влияние изменения напряжения питания и сопротивления изоляции цепей управления локомотива на стабильность переключения ступеней скорости гидропередачи. Работа схемы электроавтоматики разбирается при рассмотрении общей электрической схемы тепловоза.

Основной пульт управления предназначен для управления тепловозом, контроля за состоянием и работой его узлов, агрегатов систем. На пульте управления установлены контроллер машиниста, автоматические выключатели, кнопки, сигнальные лампы, переключатели. Контрольно-измерительные приборы размещены за откидной облицовочной панелью пульта, под которой находятся лампы освещения и лампы подсветки шкал приборов.

Компоновка аппаратов на пульте показана на рис. 86, пояснение символических обозначений на пульте - на рис. 87.

Выносной пульт управления (рис. 88) предназначен для управления тепловозом со стороны помощника машиниста, что позволяет производить управление тепловозом в «одно лицо». На выносном пульте размещены: кнопки реверса КВ1, КН1 («Вперед», «Назад»), расположенные по краям пульта и позволяющие включать нужное направление движения тепловоза; кнопки КБ, КМ («Больше», «Меньше»), включаемые наклоном рукоятки 3 рычага в соответствующую сторону и позволяющие набирать и сбрасывать по одной позиции контроллера; кнопка КБС («Быстрый сброс»), включаемая нажатием на кнопку-толкатель рукоятки 3 и позволяющая быстро возвращать контроллер на нулевую позицию с любой рабочей позиции, сигнальная лампа, которая сигнализирует о положении контроллера на одной из рабочих позиций (с 1-й по 8-ю); штепсельный разъем, который служит для подключения кабеля, соединяющего выносной пульт с аппаратным шкафом. Все аппараты размещены в корпусе, закрытом крышкой. Отверстие для перемещения рукоятки закрыто резиновой гофрированной манжетой, которая предохраняет внутреннюю полость выносного пульта от попадания брызг и влаги.

Рис. 86. Пульт управления: 1-кнопка «Включение реверса «Назад»; 2-кнопка «Включение реверса «Вперед»; 3-кнопка «Проверка сигнальных ламп»; 4-электроманометр «Топливо дизеля»; 5-электроманометр «Масло УГП»; 6-электроманометр «Масло дизеля»; 7-электротермометр «Вода дизеля на выходе; переключатели-тумблеры: 8-буферные фонари (белый, красный) левый передний, правый передний, левый задний, правый задний; 9-освещение иомерных знаков; 10-освещение пульта и аппаратного шкафа; 11-освещение приборов УГП; 12-подсветка приборов пульта; 13-освещение подножки; 14-калорифер (50 и 100 % мощности); 15-сигнализатор нахбждения машиниста; 16-режим работы (поездной, маневровый); 17-манометр «Воздух в тормозной магистрали»; /8-манометр «Воздух в главных резервуарах»; 19-лампа подсветки приборов; 20-манометр «Воздух в тормозных цилиндрах»; 21-манометр «Воздух в уравнительных резервуарах»; переключатели-тумблеры; 22-жалюзи левые; 23-вентилятор холодильника; 24-жалюзи правые; 25-пуск дизеля прокачки масла; выключатели: 26- «Управление общее»; 27-«Прожектор яркий»; 28-«Прожектор тусклый»; 29-«Управление гидропередачей»; 30-«Радиостанция»; 31-«Топливный насос»; 32-«Подготовка к запуску дизеля» (остановка дизеля); 33-«Приборы»; сигнальные лампы: 34-«Маневровый назад»; 35-«Поездной назад»; 36-«Маневровый вперед»; 37-«Поездной вперед»; 38-«Дизель не прогрет»; 39-«Сброс нагрузки»; 40-«Вентилятор 50 % мощности»; 41 - «Перегрев масла УГП»; 42-«Перегрев масла дизеля; 43-«Упуск воды»; 44-«Вентилятор 100 % мощности»; 45-«Гидромуфта»; 46-«ГТР II; 47-«ГТР /; 48-«Превышение скорости»; 49- «Пожар»; 50-«Остановка дизеля»; 51-штурвал контроллера машиниста

Рис. 88. Выносной пульт управления: 1-кнопка реверса «Назад»; 2-арматура с сигнальной лампой, 3-рукоятка; 4-уплотни-гельный чехол; 5-кнопка-толкатель, включающая кнопку быстрого сброса Позиций; 6- неподвижная ось рукоятки; 7-кнопка реверса «Вперед»; 8-кнопка набора позиций; 9- кнопка быстрого сброса позиций (переход сразу иа нулевую позицию); 10- кнопка сброса позиций по одной; 11-крышка пульта; 12-корпус пульта; 13-кабель; 14-вставка

Таблица 2 Техническая характеристика аккумуляторной батареи

Аккумуляторная батарея. Аккумуляторная батарея на тепловозе предназначена для питания: электростартера при пуске дизеля, электродвигателей маслопрокачивающего и топливоподкачивающего насосов перед пуском дизеля; катушек контакторов реле, электромагнитов и других аппаратов, которые участвуют в пуске дизеля, а также цепей управления, приборов, сигнализации, освещения и других вспомогательных цепей тепловоза при неработающем вспомогательном генераторе.

На тепловозе ТГМ6А установлена свинцовая (кислотная) аккумуляторная батарея 32ТН-450, имеющая 32 аккумулятора. Все аккумуляторы батареи соединены последовательно. Каждые четыре аккумулятора занимают отдельный ящик. Таким образом, батарея состоит из восьми ящиков, которые размещаются в аккумуляторном помещении тепловоза в два ряда - по четыре в верхнем и нижнем рядах (рис. 89). Ящики стоят на поддонах и прижимаются деревянными брусками, отжимаемыми специальными болтами. Технические данные батареи 32ТН-450 приведены в табл. 2 и 3.

Таблица 3 Зависимость плотности электролита от климатических условий

Радиостанция. Для связи машиниста тепловоза с оператором, дежурным по станции или составительскими бригадами тепловоз оборудован локомотивной радиостанцией 72РТМ-А2-ЧМ, обеспечивающей устойчивую беспоисковую и бесподстроечную симплексную (с поочередным приемом и передачей) двустороннюю телефонную связь с абонентами - радиостанциями той же серии и одной частоты настройки (одного канала). Работает радиостанция в диапазоне частот 150-156 МГц и может иметь одну, два или три канала связи, отстоящие друг от друга на 0,05 МГц.

Радиостанция может эксплуатироваться при температуре окружающей среды от минус 25 до плюс 50 °С. В случае более низкой температуры рекомендуется до включения радиостанции в работу прогреть кабину машиниста, включив калорифер при работающем дизеле. В нерабочем состоянии радиостанция выдерживает температуру до минус 40 °С. Номинальное напряжение питания радиостанции 75 В (или 50 В) ±20 %, ток постоянный.

Рис 89 Аккумуляторное помещение и схема соединения аккумуляторов батареи 32ТН-450:

1-воронка стока выплеснувшегося электролита, 2-сливиые трубы, 3-нижний поддон, 4- чревяиные бруски, 5-перемычки, 6"-светильники аккумуляторного помещения (2 шт ), 7- верхний поддон, 8-аккумулятор, 9-прожектор тепловоза, вмонтированный в переднюю стенку аккумуляторного помещения

Радиостанция обеспечивает: работу в режиме дежурного приема (микротелефонная трубка находится в гнезде пульта управления радиостанции), приема (микротелефонная трубка поднята) или передачи (нажата тангента на поднятой микротелефонной трубке); посылку тонального вызова абонента с самоконтролем на частотах 700 Гц (кратковременно нажимается кнопка /), 1400 Гц (кнопка 2), 2100 Гц (кнопка 3), 1000 Гц (кнопка «Сост.»-вызов составителя), передачу сигнала контроля вызова на частоте 890 Гц в течение 1,5 с после окончания приема вызова; прием тонального вызова на частоте 1000 Гц, с последующим приемом вызова голосом в течение 20 с по громкоговорителю 2,5 В-А, оперативное переключение каналов с помощью соответствующих кнопок (1к, Пк, Шк) на пульте управления радиостанцией; ведение переговоров не только с пульта, но и с вынесенного переговорного устройства (ВПУ); ступенчатое изменение громкости громкоговорителя; световую индикацию включения питания; самопрослушивание с пульта управления; возможность подключения магнитофона для записи двусторонних переговоров.

Радиостанция, электрическая схема которой приведена на рис. 90, состоит из следующих блоков: приемопередатчика (блок 1), блока низкочастотных устройств (ЗС), блока питания (М4), пульта управления (5С), громкоговорителя (7), антенны, тройника, блока подключения, переговорного устройства, микротелефона МТ-50, двух амортизационных рам.

Внешняя масляная система гидропередачи | Маневровый тепловоз ТГМ6а | Электрические машины