Масса и скорость поезда - важнейшие показатели работы железнодорожного транспорта. Тепловоз данной мощности может вести составы с различной скоростью в зависимости от их массы и профиля пути. Для определения весовых норм составов, скорости движения, времени хода и других целей служит тяговая характеристика тепловоза, которая представляет собой зависимость касательной силы тяги от скорости (рис. 2, характеристика построена для 8-й позиции контроллера). На рис. 2 также приведена зависимость коэффициента полезного действия тепловоза от скорости его движения [т)т = /(у)] и показано ограничение силы тяги по сцепному весу тепловоза [Ек сц = /(у)]. Наибольшие (РЦ"* и ц™**) и наименьшие (/Т" и г)™") значения силы тяги и коэффициента полезного действия приведены соответственно при наименьших и наибольших затратах мощности на собственные вспомогательные нужды тепловоза.
Диаграмма равновесных скоростей (рис. 3) призвана помочь машинистам более грамотно эксплуатировать тепловоз, повысить производительность труда. Она позволяет: по известной массе состава и руководящему подъему определять равновесную скорость; по установленной скорости на руководящем подъеме определять максимально допустимую массу состава;
определять максимальную массу состава при трогании с места на различных подъемах, а также решать и другие тяговые задачи.
Наклонные линии, выходящие веером, представляют собой зависимость силы тяги, необходимой для преодоления подъемов, от массы состава. Вторая группа наклонных кривых представляет собой зависимость силы, затрачиваемой на преодоление массы сопротивления движению состава на прямом горизонтальном участке от состава. Каждая линия соответствует одной определенной скорости движения поезда. По наклонной штриховой линии определяют максимальную массу состава при трогании с места.
В качестве иллюстрации можно привести примеры использования диаграммы равновесных скоростей.
Аккумуляторная батарея
Марка.............. 32ТН-450
Тип ............... свинцовая кислотная
Число элементов.......... 32
Общее напряжение, В........ 64
Общая емкость батареи при 10-часовом разряде,
А-ч............... 450
Пример 1. Определить равновесную скорость поезда иа руководящем подъеме ;' = 9%о при движении тепловоза на поездном режиме с составом (3=1000 т.
Решение. Из точки (3=1000 т в левой части диаграммы восстанавливаем перпендикуляр по пересечения с лучом і = 9%о. Через точку пересечения проводим линию, параллельную наклонным прямым, до пересечения с осью ординат и получаем г/= 18 км/ч.
Пример 2. Определить максимальную массу состава, который может взять тепловоз с места на подъеме і = 6%о при работе на маневровом режиме и нормальных условиях сцепления колес с рельсами.
Решение. Из точки пересечения иаклоииой штриховой линии и луча ( = 6%о в правой части диаграммы опускаем перпендикуляр на ось абсцисс. Получаем массу состава (3 = 2240 т.
Рис. 3. Диаграмма равновесных скоростей
Диаграмма равновесных скоростей построена для одной секции тепловоза. Однако ею можно пользоваться и при работе двумя секциями, увеличивая полученные массы составов в 2 раза (вместо 1000 т 2000 т, вместо 2000 т 4000 т и т. д.).
Основные технические характеристики тепловоза | Маневровый тепловоз ТГМ6а | Особенности дизеля