Трансмиссия тепловоза обеспечивает передачу вращающего момента (с одновременной его трансформацией) от дизеля к колесным парам тепловоза. Вращающий момент от дизеля 1 (рис. 145) передается эластичной муфтой 2 гидропередаче <?, а от нее двумя раздаточными карданными валами 4 - средним осевым редукторам 5 в сборе с колесными парами, от которых тележечными карданными валами 6 - крайним осевым редукторам 7 в сборе с колесными парами.
При установке раздаточных карданных валов их шарнирные головки, присоединяемые к выходному валу гидропередачи, разворачиваются друг относительно друга на 90°. Это значительно уменьшает воздействие на гидропередачу динамической составляющей вращающего момента, возникающей при прохождении тепловозом кривых участков пути из-за значительной разницы углов излома в шарнирах раздаточных карданных валов. Каждый осевой редуктор от проворота на оси колесной пары удерживается реактивной тягой, которая прикреплена к кронштейну 8 редуктора.
Узлы трансмиссии работают в тяжелых условиях. Например, эластичная муфта, подвергающаяся действию динамических нагрузок, должна работать при окружающей температуре свыше 60°С; осевые редукторы и частично карданные валы подвергаются ударным нагрузкам при прохождении колесными парами стыков рельсов и неровностей пути. Еще большие динамические нагрузки в элементах осевых редукторов и карданных валов, работающих при температуре от минус 50 до плюс 40°С и систематическом воздействии пыли и влаги, возникают вследствие фрикционных автоколебаний в трансмиссии при боксовании. Иногда наблюдается более чем двукратное превышение вращающего момента по сравнению с расчетным при трогании тепловоза с места. Динамические нагрузки дополнительно возникают в результате колебаний над-рессорного строения, от виляния тележек и наличия разницы углов излома в раздаточных карданных валах. С учетом вышеизложенного особое внимание следует уделять строгому соблюдению правил технического обслуживания узлов трансмиссии тепловоза.
Рис. 145. Трансмиссия тепловоза: 1-дизель; 2-эластичная муфта; 3-гидропередача, 4-раздаточный карданный вал; 5, 7- осевые редукторы; 6-тележечный карданный вал; 8-кронштейн