Эластичная муфта предназначена для передачи вращающего момента от дизеля к гидропередаче. Она в определенных пределах компенсирует погрешности установки дизеля и УГП. Эластичный элемент муфты, представляющий собой шинную резино-кордную оболочку, обеспечивает низкий уровень динамических нагрузок от возникающих при вращении колебаний в элементах гидропередачи и самой муфте в диапазоне частот вращения коленчатого вала дизеля 420- 1000 об/мин.
Эластичный элемент 1 муфты (рис. 146), зажатый по буртам разрезными 2 и неразрезными 3 фланцами, прикреплен с одной стороны посредством сварного переходника 8 к фланцу дизеля, а с другой - к фланцу гидропередачи. Каждое крепление осуществлено с помощью шести болтов 9 и двух штифтов 11.
Разрезные и неразрезные фланцы обеспечивают зажим буртов эластичного элемента с помощью болтов 7 (по 16 шт.). Для регулировки затяжки буртов и облегчения условий работы болтов 7 между разрезными и неразрезными фланцами установлены регулировочные кольца 4. Штифты 5 обеспечивают правильную установку разрезных колец и частично передают вращающий момент.
В зависимости от величины буртовой части (размер а) эластичного элемента (в свободном состоянии), замеряемой на диаметре 365-375 мм, выбирают общую толщину с регулировочных колец 4:
с, мм 1,5 3 4,5 6
а, мм 29-30,5 30,5-32,5 32,5-34 34-35
После замеров внутрь эластичного элемента вводят разрезные фланцы 2, затем устанавливают неразрезные фланцы 3 и соединяют их болтами 7. При этом нельзя допускать попадания масла на контактирующие поверхности. В процессе затяжки болтов 7 контролируют момент соприкосновения регулировочных колец с торцами фланцев; после окончательной затяжки болтов контролируют несоосность поверхностей диаметром 180 мм, которая не должна превышать 0,3 мм. Собранные элементы муфты статически балансируют относительно поверхностей диаметром 180 мм с точностью до 500 гс-мм путем установки балансировочных грузов 6. Грузы должны быть равными по массе с каждой стороны муфты и устанавливаться не более двух под два соседних болта.
После балансировки присоединяются переходник 8 к фланцу дизеля, а затем устанавливают муфту. Крепление соединений обеспечивают болтами 9 и штифтами 11. Все крепления тщательно стопорят. Перед установкой муфты необходимо обеспечить точность центровки дизеля и гидропередачи в следующих пределах: допускаемая несоосность - не более 0,3 мм, перекос осей - не более 0,3 мм на диаметре 230 мм. Работа муфты при отклонении центровки от указанных значений ведет к сокращению срока службы эластичного элемента.
Рис. 146. Эластичная муфта: 1-эластичный элемент, 2-разрезной фланец; 3-иеразрезиой фланец, 4-регулировочное кольцо; 5, 11-штифты; 6-балансировочный груз, 7, 9-болты; 8-переходник, 10- монтажный болт
Для удобства монтажа и демонтажа муфты предусмотрены соосные отверстия, через которые монтажными болтами 10 можно сжать муфту в осевом направлении.
На тепловозах, выпускавшихся до 1979 г., муфта комплектовалась двумя короткими переходниками вместо одного удлиненного, применяемого в настоящее время. Короткие переходники монтировались с обеих сторон муфты.
Трансмиссия. Общие сведения | Маневровый тепловоз ТГМ6а | Привод вентилятора