3. Эксплуатация тепловоза
Перед пуском в эксплуатацию нового тепловоза, прибывшего с тепловозостроительного завода, или тепловоза, прибывшего с ремонтного завода, производят расконсервацию его узлов и агрегатов. При этом тепловоз ставят на смотровую канаву и тщательно очищают от консервирующей смазки дизель, гидропередачу, вспомогательный генератор, компрессор, вспомогательные электрические машины, машинное помещение и кабину машиниста. Снимают с деталей и узлов оберточную бумагу. Чтобы облегчить удаление антикоррозионной смазки с наружных поверхностей деталей, эту операцию выполняют после пуска дизеля. Производят экипировку тепловоза и дозаправку смазки согласно карте смазки (см. приложение 1), проверяют крепление агрегатов и систем, выполняют работы в объеме технического обслуживания ТО-1, а также подготовку тепловоза к работе при выезде из депо и смене бригад. О выполнении работ делают отметку в паспорте тепловоза.
Подготовка тепловоза к работе при выезде из депо или смене бригад. При выезде из депо или смене бригад необходимо проверить исправность тепловоза и выполнить работы, обеспечивающие его нормальную эксплуатацию. Перед пуском дизеля осмотреть его, проверить уровни масла в картере дизеля, регуляторе частоты вращения коленчатого вала, в верхнем и нижнем картерах гидропередачи, в компрессоре, уровень топлива в топливных баках, а также уровень воды в расширительном баке.
Спустить отстой из топливных баков, проверить присоединение контрольно-измерительных приборов и убедиться в отсутствии посторонних предметов на дизеле и на всех вращающихся деталях; проверить плотность соединения всасывающего патрубка нагнетателя с воздушным фильтром, убедиться, что рейки топливных насосов не заедают, все краны и вентили системы смазки, охлаждения и подачи топлива находятся в рабочем положении, а рукоятка контроллера установлена на нулевой позиции. Температура воды и масла должна быть не ниже -|-150С.
Проверить крепление электрооборудования, тормозного оборудования и экипажной части. Если дизель перед пуском длительное время (более суток) не работал, открыть индикаторные краны на всех цилиндрах и провернуть коленчатый вал дизеля на два-три оборота валоповоротным механизмом, убедившись в легкости его вращения. После этого валоповоротный механизм отключить и, прокачивая дизель маслом, провернуть коленчатый вал стартером в течение 1—2 с при открытых индикаторных кранах для удаления влаги, конденсата и накопившейся грязи из цилиндров. Убедиться в отсутствии воздуха в топливной системе, для чего при включенном топливоподкачивающем насосе открыть кран для выпуска воздуха; после того как топливо начнет выходить без пузырьков, кран закрыть и выключить насос.
Убедиться в герметичности топливной, масляной и водяной систем, отсутствии подтеков (при необходимости подтянуть соединения); проверить крепление привода вспомогательного генератора (без снятия ограждения), муфт компрессора и гидродинамического редуктора вентилятора, убедиться, что разобщительный кран между главными резервуарами открыт.
Пуск дизеля. Перед пуском дизеля убедиться, что нет посторонних лиц в дизельном помещении, после чего проделать следующие операции:
затормозить тепловоз ручным тормозом;
включить рубильник аккумуляторной батареи;
включить автомат «Управление общее»;
проверить исправность сигнальных ламп, нажав на кнопку «Проверка сигнальных ламп»;
включить автомат «Приборы» и проверить включение приборов на пульте управления;
включить автомат «Топливный насос» (при этом должен включиться топливоподкачивающий насос), проверить по манометру давление топлива,
установить тумблер масляного насоса (ТМН) в положение «Прокачка масла»; проверить по манометру давление масла;
включить автомат «Дизель»;
тумблер ТМН перевести в положение «Пуск»,
после прокачки масла (60 с) контролировать включение стартера и проворот коленчатого вала дизеля. Если стартер не проворачивает вал дизеля (стрелка тахометра стоит в нулевом положении), быстро отпустить тумблер и отключить автомат «Дизель».
Допускается трехкратный пуск дизеля с интервалами по 10 с. Перерыв после третьего пуска для охлаждения стартера не менее 30 мин. После пуска дизеля отключить автомат «Топливный насос». При этом подкачку будет производить топливный насос на дизеле.
При пуске дизеля запрещается: держать стартер под напряжением более 5—6 с и производить подряд более трех пусков; ускорять пуск дизеля перемещением вручную рейки топливного насоса, включать тумблер ТМН в положение «Пуск» при работающем дизеле, производить пуск дизеля без предварительной прокачки масла.
При появлении ненормальных стуков и неполадок немедленно остановить дизель и не производить повторного пуска до выявления и устранения причины ненормальной работы.
Прогрев дизеля. После пуска дизель должен проработать 5—10 мин на 1-й и 2-й позициях контроллера. При достижении температурой воды и масла +45 °С частота вращения коленчатого вала дизеля и нагрузка могут быть увеличены до уровня, соответствующего 4-й позиции контроллера. На полную мощность нагружать дизель можно при температуре воды выше 75 °С, масла — выше 70 °С. Во время работы дизеля на холостом ходу необходимо поддерживать температуру воды и масла в пределах 60— 65 °С.
Прогрев гидропередачи. Прогрев можно производить на стоповом режиме, для чего следует проделать следующие операции: включить поездной режим «Назад» или «Вперед», затормозить тепловоз прямодействующим тормозом, включить аварийным переключателем гидроаппаратов второй гидротрансформатор, нажать кнопку «Управление гидропередачей» и поставить контроллер на 1-ю или 2-ю позицию При прогреве масла на стоповом режиме необходимо внимательно контролировать температуру масла на выходе из гидропередачи. При достижении температурой масла 80—90 °С кнопку «Управление гидропередачей» выключить, дать некоторое время поработать дизелю на холостом ходу и после понижения температуры масла вновь включить кнопку «Управление гидропередачей». Манипуляции повторить несколько раз до стабилизации температуры масла. Рекомендуемая рабочая температура масла гидропередачи 75—85 °С.
Трогание тепловоза с места и уход за ним в пути следования. Перед выездом из депо под поезд проверяют действие песочниц, работу автоматического и вспомогательного тормозов, положение кранов тормозной, песочной систем и систем автоматики. При трогании тепловоза с места (дизель работает) прежде всего необходимо проверить работу сигнальных ламп на пульте управления, а затем произвести следующие операции: включить требуемый режим работы («Маневровый вперед», «Поездной вперед», «Маневровый назад», «Поездной назад»), проверяя включение по сигнальным лампам;
отпустить ручной и пневматический тормоза;
включить автомат «Управление передачей» (переключателе ПкА должен находиться в положении «Автоматика»);
дать сигнал, указывающий направление движения;
перевести рукоятку контроллера на 1-ю позицию и затем плавно повышать частоту вращения вала дизеля по позициям по мере необходимости.
Запрещается:
приводить в движение тепловоз при отклонении от номинальных значений показаний приборов на пульте, свидетельствующем о неисправности агрегатов;
быстро нагружать дизель, набирая позиции контроллера с нулевой до 8-й за время менее 5 с.
Трогание с места производить плавно, не допуская боксования колес тепловоза. Если боксование все же началось, перевести рукоятку контроллера в нулевое положение, а затем подать песок.
В пути следования и при работе на маневрах локомотивная бригада обязана следить за показаниями приборов и работой агрегатов. Рекомендуется поддерживать температуру масла дизеля в пределах 65— 80 °С, максимально допустимая температура масла 85 °С. Температуру воды рекомендуется поддерживать в пределах 70—90 °С, максимально допустимая 98 °С.
Кроме того, необходимо контролировать: давление масла и топлива дизеля; давление и температуру масла УГП; давление воздуха в главных резервуарах и тормозной магистрали; зарядку аккумуляторных батарей; напряжение вспомогательного генератора; дымность выпускных газов (при работе под нагрузкой дым должен быть серого цвета или бесцветный); давление смазки компрессора.
При эксплуатации тепловоза необходимо также контролировать ритмичность работы агрегатов на слух, уровень воды в расширительном баке, следить, нет ли течи воды и масла в соединениях, внейшим осмотром проверять состояние электроаппаратуры и экипажной части. При выполнении работ, связанных с изменением режима работы и направления движения, запрещается переключать реверс и режим до полной остановки тепловоза.
Перед остановкой дизеля необходимо снизить температуру его воды и масла до 50—60 °С, для чего дать дизелю поработать несколько минут при минимальной частоте вращения. Дизель останавливают выключением автоматического выключателя ВкА1 «Дизель». В аварийных случаях дизель следует останавливать немедленно, после чего валоповоротным механизмом провернуть вал на несколько оборотов, включив маслопрокачивающий насос.
Постановка тепловоза в депо. При постановке тепловоза в депо тщательно очистить дизель, гидропередачу, генератор, компрессор, холодильную камеру, дизельное помещение и кабину машиниста. Уходя с тепловоза, локомотивная бригада обязана слить конденсат из воздушных резервуаров, затормозить тепловоз ручным тормозом, выключить все автоматы, отключить рубильник аккумуляторной батареи. В холодное время тепловоз следует ставить в утепленное депо и во время стоянки поддерживать температуру воды в системе дизеля не ниже 20 °С. Если тепловоз ставится в депо на срок до одного месяца и больше, необходимо произвести антикоррозионную обработку дизеля.
Подготовка тепловоза к эксплуатации в зимний период. Подготовку тепловоза производят на техническом обслуживании ТО-3 и текущих ремонтах в период проведения осеннего комиссионного осмотра. Наряду с операциями, предусмотренными графиком процесса ремонтов, выполняют работы по утеплению и дополнительной защите узлов и деталей тепловоза. Необходимо проверить и восстановить утепление топливного и водяного трубопроводов, проверить работу топливоподогревателя, работу калорифера и обогревателей пола кабины машиниста, заменить летнюю смазку на зимнюю, на боковые жалюзи навесить утеплительные чехлы.