Неисправности тормозного оборудования тепловозов

Неисправности тормозного оборудования тепловозов

Признак неисправности

Причина неисправности

Действия машиниста для устранения неисправностей

1. Компрессор, регулятор давления

Срабатываниепредохранительного клапана на холодильнике

Неисправны клапаны цилиндра высокого давления (ЦВД) компрессора (малый подъем, заедание, неплотности, излом пластин и пружин).

Разрыв диафрагмы, излом или обрыв трубки к разгрузочному устройству всасывающего клапана одного из цилиндров низкого давления (ЦНД)

На двухсекционном тепловозе при сильном нагреве компрессора остановить компрессор и следовать до основного или оборотного депо на одном компрессоре.

При разрыве диафрагмы разгрузочного устройства сменить её на остановке. Если запасной диафрагмы нет или произошел излом трубки, перевести соответствующий цилиндр на холостой режим, для чего под крышку диафрагмы разгрузочного устройства подложить прокладку толщиной 6 — 8 мм. При наличии крана на холодильнике приоткрыть его.

Срабатываниепредохранительного клапана на нагнетательном трубопроводе тепловоза

Неисправно разгрузочное устройство ЦВД

Неисправен или неправильно отрегулирован регулятор давления

Неисправность предохранительного клапана (ослабление пружины, разрегулировка)

Устранить неисправность (можно использовать детали одного из ЦНД, но подача компрессора при этом снизится).

Перейти на работу от другого регулятора

Заглушить штуцер крепления клапана. Не допускается закрытие сразу двух штуцеров предохранительных клапанов одного компрессора

Повышенный нагрев компрессора

Малый подъем пластин нагнетательных клапанов

Загрязнение холодильника компрессора, слабое натяжение, обрыв ремня вентилятора или отсутствие его лопастей; повышение утечек из ТМ, низкая подача компрессора

Заменить клапан и с помощью прокладки, устанавливаемой между обоймой и седлом клапана, добиться подъема его пластин на 2,5—2,7 мм Избегать дополнительного расхода воздуха. Учитывать, что расчетное отношение времени работы компрессора к времени простоя составляет 1:2, непрерывная работа компрессора не должна превышать 15 мин

 

Неисправность масляного насоса, засорение сетки его фильтра, низкий уровень масла в картере компрессора, загрязнение масла

При низком давлении масла в компрессоре, но достаточном уровне масла в картере компрессор остановить, так как из-за заклинивания узлов он может быть разрушен

Признак неисправности

Причина неисправности

Действия машиниста для устранения неисправностей

Выброс масла в нагнетательный трубопровод и через воздушные фильтры или сапун в атмосферу

Износ поршневых колец, высокий уровень масла в картере компрессора, повреждение нагнетательного клапана ЦВД

Чаще продувать маслоотделители и влагосборники, излишки масла слить через спускное отверстие; при сильном выбросе масла отключить компрессор

Выброс воздуха при работе компрессора под нагрузкой через фильтры ЦНД

Повреждение или незакрепление клапанов ЦНД; излом медной прокладки клапанной коробки ЦНД

Следовать с поездом дальше, учитывая, что подача компрессора понижена. При наличии запасных частей неисправность на стоянке устранить

Снижение подачи компрессора

Неисправность клапанов: излом пружин или пластин, нагар на пластинах, малый их подъем; загрязнение фильтров, пропуск воздуха поршневыми кольцами, утечки воздуха в соединениях труб

Следовать, ограничивая расход воздуха, до основного или оборотного депо.

Не пускаются мотор-компрессоры

Загустение масла

При обесточенной цепи включения компрессора провернуть его вручную. Долить теплое масло в картер

Компрессоры не включаются или не отключаются

Выход из строя регулятора давления

Слегка постучать по корпусу регулятора

Регулятор давления не обеспечивает включение и выключение компрессора при заданных давлениях

Неправильная регулировка регулятора

Отрегулировать регулятор на заданные давления включения и выключения

Регулятор ЗРД не срабатывает на выключение, компрессор работает в режиме холостого хода

Пропуск воздуха через выключающий клапан (не садится на седло, признаком этого является выход воздуха через атмосферное отверстие регулятора)

Очистить выключающий клапан

Признак неисправности

Причина неисправности

Действия машиниста для устранения неисправностей

2. Кран машиниста № 394, 395

Завышение давления в ТМ при положении II ручки КМ

Неплотность питательного клапана редуктора крана машиниста (КМ), в результате чего в УР может попасть больше воздуха, чем может сбросить стабилизатор, и произойдет перезарядка ТМ. Реже: засорение в стабилизаторе отверстия диаметром 0,45 мм; пропуск воздуха золотником; большая утечка воздуха из УР через отверстие диаметром 1,6 мм в полость над уравнительным поршнем, вызывающая полное открытие питательного клапана редуктора; излом или нарушение плотности диафрагмы редуктора; повреждение прокладки между средней и нижней частями КМ; засорение калиброванного отверстия диаметром 1,6 мм; износ градационного сектора КМ; разработка соединения золотника со стержнем и др.

Установить ручку КМ в положение IV. Если повышение давления прекратилось, причиной его была неплотность клапана редуктора. При снижении давления в ТМ до зарядного установить ручку крана в положение П. Повторить эти действия до прибытия на станцию. Если в положении IV продолжается завышение давления, возвратить ручку в положение II и увеличить темп ликвидации сверхзарядки путем затяжки пружины стабилизатора или ослабить заглушку стабилизатора.

Медленное повышение давления в тормозной магистрали (ТМ) при отпуске установкой крана машиниста в положение I

Засорение сетки на питательной трубе к КМ; малое отверстие впускного клапана (менее 2 мм); низкое давление в главных резервуарах, неплотность уравнительного поршня

Выполнять отпуск тормозов более длительное время установкой ручки КМ в положение I, на остановке устранить неисправность

Давление в тормозной магистрали и уравнительном резервуаре при поездном положении ручки крана понижается темпом, не вызывающим торможение

Засорение сетки фильтра редуктора крана машиниста, излом пружины редуктора

Установить ручку КМ в положение IV. Давление в УР повышать кратковременной постановкой ручки крана в положение I, на станции сменить редуктор или кран машиниста

При переходе с завышенного давления на зарядное срабатывают тормоза поезда, загорается лампа «ТМ»

Неисправность стабилизатора (плохая притирка клапана, излом диафрагмы, нарушение крепления), вызывающая повышенный темп понижения давления, или неправильная его регулировка; заедание уравнительного поршня с последующим ею подъемом (срывом); низкая плотность уравнительного поршня, большие утечки из У Р.

Неисправность магистральной части одного из грузовых ВР на локомотиве или вагонах

Производить отпуск тормозов I положением крана до зарядного давления в УР, не допуская сверхзарядки. Проверить темп ликвидации сверхзарядки ТМ стабилизатором, если состояние крана в норме, при неоднократном срабатывании тормозов в пути следования заявить контрольную проверку тормозов. При неисправности или нарушении регулировки стабилизатора отрегулировать его или заменить. При заедании или низкой плотности уравнительного поршня сменить кран.

Признак неисправности

Причина неисправности

Действия машиниста для устранения неисправностей

После ступени торможения происходит самопроизвольный отпуск тормозов при нахождении ручки крана машиниста в положении IV

Пропуск воздуха между притирочными поверхностями золотника и его стола; зауживание отверстий в трубке от УР и в ее штуцере; заедание уравнительного поршня в верхнем положении с последующим перемещением его в нижнее положение, неисправности тормозного оборудования вагонов

Применять III положение ручки крана. При необходимости применять экстренное торможение

Слышно дутье воздуха через атмосферную трубку крана машиниста

Плохо притерт впускной или выпускной клапан. Пропуск воздуха манжетой цоколи нижней части крана

На остановке или при перекрытом комбинированном кране продуть клапаны постановкой ручки крана в положения I и VI Манжету сменить

Снижение давление в ТМ и УР при переводе ручки крана е положение IV

Большие утечки из УР; пропуск воздуха уплотнениями уравнительного поршня, хорошо выявляемый при больших утечках воздуха из ТМ

Следовать далее с учетом снижения скорости после усиления торможения. На остановке устранить неисправности крана или сменить его

Низкий темп или отсутствие служебного торможения при постановке ручки крана в положение V

Засорение отверстий диаметрами 1,6 и 2,3 мм; сильный пропуск воздуха уплотнениями поршня или его заклинивание в среднем положении; излом хвостовика (выпускного клапана) уравнительного поршня; смятие, засорение или замерзание атмосферной трубки крана

Применить экстренное торможение, сменить кран машиниста или перейти в другую кабину управления. Для служебного торможения смещать ручку крана за положение V или следовать до ближайшей станции только на ЭПТ

3. Кран вспомогательного тормоза усл. № 254

При торможении краном машиниста отсутствует наполнение тормозных цилиндров локомотива

Излом или осадка пружины переключательного поршня крана № 254; засорение калиброванного канала диаметром 0,8 мм, сообщающегося с полостью между поршнями; пропуск воздуха через клапан «буфера» в атмосферу; не исправен воздухораспределитель локомотива

Продолжить движение до основного или оборотного депо. При необходимости производить торможение краном № 254 (положениями III—VI)

При нажатии на клапан «буфера» (положение I) нет полного отпуска тормоза

Заедание переключательного поршня; пропуск воздуха его манжетой; засорение торцового канала переключательного поршня или калиброванного канала диаметром 0,8 мм, сообщающегося с полостью между поршнями; заедание нижнего поршня

Отключить воздухораспределитель локомотива (кроме следования одиночным порядком). Продолжать движение до основного депо, где устранить неисправность. При следовании одиночным порядком сменить кран или отпускать тормоза краном машиниста.

При первой ступени торможения краном вспомогательного тормоза отсутствует наполнение ТЦ

Заедание или тугое перемещение поршней; смещение центрирующей шайбы в стакане; излом регулировочной пружины

Продолжать движение. При необходимости сменить кран. В депо смазать или заменить манжеты поршней, устранить смешение шайбы, заменить пружину

Признак неисправности

Причина неисправности

Действия машиниста для устранения неисправностей

Медленное наполнение ТЦ

Малый подъем (открытие) двух-седельчатого клапана; загрязнение сетки фильтра

При следовании одиночным порядком тормоза локомотива приводить в действие заблаговременно или перейти на управление из второй кабины (секции)

Медленный отпуск тормоза локомотива

Заедание двухседельчатого клапана; засорение отверстий нижнем поршне

Смятие, засорение или замерзание атмосферной трубки

При пользовании краном № 254 для предупреждения заклинивания колесных пар локомотива выполнять ступени торможения не более 2-2,5 кг/см2

Отсоединить атмосферную трубку от крана

При тормозных положениях ручки крана вспомогательного тормоза давление в ТЦ поднимается до уровня питательной магистрали

Засорение отверстия в средней части крана, сообщающего ТЦ с полостью под нижним поршнем

Перекрыть разобщительный кран на трубопроводе от крана № 254 к ТЦ, при следовании одиночным порядком пользоваться вторым краном или сменить кран, при следовании с поездом пользоваться краном машиниста либо сменить кран.

4. Другое тормозное оборудование

Недостаточная эффективность тормоза локомотива

Выход из строя одного или нескольких ТЦ (обрыв резинового рукава, пропуск воздуха через неплотности крышки, манжеты)

На стоянке при невозможности самостоятельно устранить неисправность перекрыть разобщительные краны к ТЦ. Тормоз локомотива применять заблаговременно

| Тормозное оборудование маневровых тепловозов | ⇒