Значительная часть цепей этого тепловоза аналогична соответствующим цепям тепловоза ЧМЭЗ. Поэтому в данной главе подробно описаны цепи, связанные с применением на тепловозе ЧМЭЗТ электрического торможения и обогрева дизеля, а остальные рассмотрены сравнительно кратко (с учетом подробного описания электрических цепей тепловоза ЧМЭЗ в гл. XV). Все электрические машины, аппараты и приборы тепловоза ЧМЭЗТ показаны на принципиальной схеме электрооборудования (рис. 205, см. вкладку). Для удобства изучения эта схема, как и тепловоза ЧМЭЗ, разбита на части, показанные на отдельных рисунках.
Большинство обозначений электрических машин, аппаратов и приборов на рис. 205 — 216 идентично обозначениям на рис. 100 (см. вкладку). Наименование новых электрических аппаратов и их обозначение на вышеуказанных рисунках приведены в § 67, а также в тексте этой главы.
На рис. 206 — 216 связь цепей управления с соответствующими элементами электронного регулятора показана проводами со стрелками и буквами ЭР. Обозначение отдельных электронных блоков регулятора соответствует их обозначениям на рис. 169. Описание всех электрических цепей дано для тепловозов ЧМЭЗТ с № 6245. Особенности электрической схемы тепловозов ЧМЭЗТ первого выпуска упоминаются в соответствующих параграфах главы.
81. ПУСК ДИЗЕЛЯ
В электрической схеме тепловоза ЧМЭЗТ для пуска дизеля дополнительно применены автоматические выключатели AB 167 и АВ221, а также реле РУ6. Перед пуском главная рукоятка контроллера КМ должна находиться в положении "Холостой ход", а режимный переключатель "Регулятор мощности и охлаждения" — в положении "Включено". Пуск дизеля производят в следующем порядке.
1. Включают рубильник ОБА аккумуляторной батареи (рис. 206). Напряжение от "плюса" батареи через кабель 21 и плюсовый нож рубильника ОБА подается на провод и шину 200.
2. Режимный переключатель "Управление" ставят в положение "Один тепловоз". Замыкаются контакты ПСМЕ2, ПСМЕЗ и ПСМЕ7. Контакты ПСМЕ2 и ПСМЕЗ подготавливают цепи питания катушек контактора КУ и блок-магнита ЭМОД. Контакты ПСМЕ7 соединяют минусовые провода /19 и 105.
3. Включают автоматы АВ220, АВ221, АВ251 и АВ167. При включении автомата АВ220 замыкается цепь: провод 200, контакты АВ220, провод 220, контакты ПСМЕ2, провод 209, катушка контактора КУ, провода 105 и 100, предохранитель П100, провод 101, шунт Ш6, провод 113, шунт Ш5 амперметра А2, провод 24, минусовый нож рубильника ОБА, кабель 23, "минус" батареи. После включения контактора КУ напряжение от провода 220 подается на общий плюсовый провод 202 цепей управления.
Включением автомата АВ221 подготавливается цепь самовозбуждения вспомогательного генератора. После включения автомата АВ251 напряжение подводится к силовым контактам контактора КМН. При включении автомата АВ167 подготавливается цепь автоматического окончания пуска.
4. Реверсивную рукоятку контроллера ставят в положение "Пуск". Замыкаются контакты КМРІ, КМР2 и КМР6, Контакты КМРІ подготавли-каю! цени питания катушек контакторов КД1, КД2 и КМН. Через контакты КМР2 и провод 261 ток посту-пае і « катушку реле РД. пройдя которою, уходит на "минус" батареи через провода 120 и / !9. контакты ГІСМЕ7 и провод 105. Включается реле РД (не принимающее участия в пуске дизеля Контакты КМР6 используются в электрической схеме управления тепловозом в одно лицо.
Рис. 206. Цепи управления пуском дизеля, возбуждения вспомогательного генератора и зарядки аккумуляторной батареи
5. Выключатель ВОД! на пульте управления ставят в положение "Включено", замыкая цепь питания катушек 1 и 2 блок-магнита ЭМОД. ііри включении блок-магнита объединенный регулятор дизеля подготавливается к пуску.
6. Нажимают на кнопку КНПД1 "Пуск дизеля" на пульте управления и через 1 — 2 с отпускают ее. При нажатии на кнопку напряжение от провода 202 через контакты КМРІ, КНїіДІ и ВОД 12 подается на провод 255, от которого через размыкающие контакты К/112, К/122 и КП32 поездных контакторов и провод 211 ток поступает в катушку контактора КД1. Одновременно загорается лампа Л17, сигнализирующая о начале пуска. К проводу 255 подключен блок УС /£4 /, состоящий из двух электронных реле времени. С момента подачи напряжения на провод 255 включается первое реле, обеспечивая соединение с "минусом" катушки контактора КМН. После включения этого контактора начинает работать электродвигатель МН, т. е. идет предварительная прокачка масла перед пуском. Размыкающие контакты КМН1 между проводами 202 и 927 в это время разомкнуты и не допускают подвода пониженного напряжения батареи к блоку питания электронного регулятора ЭР. Замыка'ощие контакты КМН2 между проводами 208 и 247 шунтируют контакты кнопки КНПД1.
От провода 255 через замыкающие контакты КД12 напряжение подводится к катушке контактора К/12, но первое электронное реле обеспечивает соединение с "минусом" этой катушки с выдержкой времени 25 с. За это время в ходе прокачки масло поступает ко всем трущимся частям дизеля, а также в объединенный регулятор, который выдвигает рейки топливных насосов, подготавливая дизель к пуску.
После включения контактора КД2 собирается силовая цепь пуска (см. рис. 205): "плюс" батареи, кабель 21, плюсовый нож рубильника ОБА, шина 200, силовые контакты контактора КД1, кабели /, якорная обмотка, обмотка добавочных полюсов и пусковая обмотка тягового генератора, кабель 25, силовые контакты контактора КД2, шина 24, минусовый нож рубильника ОБА, кабель 23, "минус" батареи.
При протекании тока по обмоткам тягового генератора якорь его приходит во вращение и раскручивает жестко связанный с ним коленчатый вал дизеля. Одновременно начинает вращаться вал двухмашинного агрегата, соединенный клиноременной передачей с валом якоря тягового генератора. За счет остаточного магнетизма главных полюсов ВГ в якорной обмотке вспомогательного генератора начинает наводиться э.д.с.
С увеличением наводимой э.д.с. (а значит, с увеличением напряжения на зажимах В Г) растет ток в катушке реле РУ6, получающей питание по цепи (см. рис. 206): "плюс" ВГ, провод 150, предохранитель П150, провод 766, контакты автомата АВ167, провод 167, катушка реле РУ6, провода 105 и 100 и т. д.
При достижении определенной частоты вращения коленчатого вала, обеспечивающей самостоятельную работу дизеля, напряжение на зажимах ВГ возрастет настолько, что реле РУ6 включается. Автоматическое окончание пуска дизеля достигается тем, что одновременно с включением реле РУ§ во второе электронное реле блока YCRAI по проводу 167 подается сигнал на отключение (с выдержкой времени 4 с) контактора КМН, т. е. катушка контактора КМН потеряет питание через 4 с после включения реле РУ6). Это время необходимо для снижения разрядного тока батареи, что позволяет уменьшить подгар силовых контактов пусковых контакторов. Кроме того, за это время увеличивается частота вращения коленчатого вала дизеля, т. е. повышается устойчивость его работы.
С выключением контактора КМН прекращается работать электродвигатель МН. Замыкающие контакты КМН2 разрывают цепь питания катушек контакторов КД1 и КД2. Оба контактора выключаются. Лампа Л17 в этот момент гаснет, сигнализируя об окончании пуска.
Машинисты, проработавшие много лет на тепловозах ЧМЭЗ, нередко забывают включить перед пуском два дополнительных автомата, что приводит к нежелательным последствиям. Если не включен автомат АН 167, то автоматического окончания пуска не происходит, пока реверсивная рукоятка контроллера остается в положении "Пуск", т. е. не выключаются пусковые контакторы и контактор КМН, а значит, продолжает работать электродвигатель МН, который не рассчитан на длительный режим. Следует также помнить, что через контакты автомата АВ167 напряжение подводится к цепям управления холодильником.
Если же не включен автомат АВ221, то разомкнута цепь самовозбуждения вспомогательного генератора ВГ, т. е. после пуска дизеля продолжается разрядка аккумуляторной батареи на низковольтные потребители в цепях управления и освещения.
На тепловозах ЧМЭЗТ первого выпуска в цепях управления пуском вместо общего блока применяются два электронных реле (одно управляет включением и выключением контактора КМН, а другое — включением контактора КД2). После включения реле РУ6 его размыкающие контакты РУ62 обеспечивают подачу сигнала на отключение электронного реле, управляющего контактором КМН, прекращая пуск (в новой схеме эти контакты не используются).
Пуск дизеля | Маневровые тепловозы ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ и ЧМЭЗЭ | Возбуждение вспомогательного генератора и зарядка аккумуляторной батареи