На первой партии тепловозов ЧМЭЗТ вспомогательный генератор получает первоначальное возбуждение ог аккумуляторной батареи с момента включения контактора К У. От провода 202 (рис. 207) ток через зажим А1 поступает в электронный регулятор напряжения ЭРН, проходит внутри регулятора к зажиму В и далее по проводу 162 поступает в обметку параллельного возбуждения НГ. Пройди по этой обмотке, ток. уходит на "минус" аккумуляторной батареи по пповоду 101, через зажим /), соединеьч.,;й внутри регулятора с зажимом С, по проводу 118, шунту амперметра А2 и проводу 24.
На тепловозах более позднего выпуска схема возбуждения /{/'несколько изменена (см. рис. 206). Как указывалось ранее, первоначальное возбуждение ВГ получает за счет остаточного магнетизма своих главных полюсов. Посте пуска дизеля вспомогательный генера гор переходит на самовозбуждение но цени: "плюс" /{/", обмотка добавочных полюсов, обмот -
Рис. 207. Цепи нонгїужлении нсмочогаіслынио генератора ч.ч техтонотах иерчшо выпуска параллельного возбуждения, провод 162, контакты автомата АВ221, провод 221, зажим В ("Возбуждение") регулятора ЭРН, элементы регулятора, зажим D ("Минус ЭРН"), провод 101, "минус" ВГ.
Основной ток вспомогательного генератора ВГ по проводу 150, предохранителю П150, проводу 166, диоду Д4, проводу 200 и т. д. направляется в цепи управления и освещения и на зарядку аккумуляторной батареи. Цепь зарядки: провод 200, плюсовый нож рубильника ОБА, кабель 21, "плюс" батареи БА, 75 последовательно соединенных аккумуляторов, "минус" батареи, кабель 23, минусовый нож рубильника ОБА, провод 24, шунт Ш5 амперметра А2, по которому контролируют ток зарядки, провод ИЗ, шунт U16, провод 101, "минус" ВГ.
Часть тока нагрузки ВГ от провода 202 через резистор R16 и провод 225 поступает на зажим AI ("Плюс ЭРН") для питания элементов самого регулятора, пройдя которые, попадает на минусовый зажим Dm, постоянно соединенный с зажимом D. Резистор R16, регулировка которого производится на заводе-изготовителе, служит для снижения напряжения, подводимого к регулятору ЭРН.
От "плюса" ВГ по проводу 150 ток поступает также на зажим А2 ("Контроль напряжения"), к которому подключен блок элементов, обеспечивающий поддержание постоянного напряжения на зажимах ВГ. При достижении заданного напряжения (115 В) выходные транзисторы в блоке запираются, вследствие чего ток возбуждения мгновенно уменьшается. Затем происходит отпирание тиристоров, и протекающий от зажима В к зажиму D ток вновь увеличивается.
Регулятор напряжения используется также для ограничения зарядного тока батареи. Шунт UI6, по которому протекает весь зарядный ток, соединен проводами 935 и 936 с зажимами Dm и С ("Контроль зарядного тока") регулятора ЭРН. При увеличении зарядного тока до 63 А, т. е. при определенном потенциале на зажиме С, происходит запирание выходных транзисторов, упоминаемое выше. Цепь самовозбуждения ВГ восстанавливается при снижении зарядного тока до 40 — 45 А. Таким образом, ограничение зарядного тока батареи происходит за счет уменьшения тока возбуждения ВГ. Применяющийся для этой цели на тепловозе ЧМЭЗ резистор "Я21 в схеме отсутствует.
В течение всего времени работы вспомогательного генератора ЯГпроте-кающий по обмотке параллельного возбуждения ток меняется по величине, что приводит к появлению э.д.с. самоиндукции. Благодаря диоду Д20 возникающий при этом ток самоиндукции протекает по замкнутому контуру только в одном направлении, обеспечивая сохранение полярности главных полюсов генератора ВГ. Автомат АВ221 контролирует ток возбуждения ВГ и должен быть включен в течение всего времени работы дизеля.
В отличие от тепловоза ЧМЭЗ, на тепловозах ЧМЭЗТ и ЧМЭЗЭ цепи поездной радиостанции и АЛСН во избежание ненужной разрядки батареи подключены к ее соответствующим элементам через два дополнительных ножа рубильника ОБА (см. рис. 205 и 218).
Возбуждение вспомогательного генератора и зарядка аккумуляторной батареи | Маневровые тепловозы ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ и ЧМЭЗЭ | Дистанционное управление дизелем