Тепловоз ЧМЭЗЭ является модификацией тепловоза ЧМЭЗ, т. е. его электрическая схема во многом совпадает с ранее рассмотренными схемами тепловозов ЧМЭЗ и ЧМЭЗТ. Поэтому в данной главе электрические цепи описаны сравнительно кратко. Электрическая схема представлена в виде отдельных рисунков, причем графическое изображение ее участков максима;! ьно приближено к их изображению на общем чертеже схемы, помещенном на внутренней стороне двери аппаратной камеры тепловоза. Все обозначения электрических машин, аппаратов и приборов на рис. 218—226 идентичны обозначениям на рис. 100 (см. вкладку). Наименование новых электрических аппаратов и их обозначение на вышеуказанных рисунках приведены в § 67, а также в тексте этой главы.
Обозначения элементов (блоков) электронного регулятора ЭР на рисунках соответствуют их обозначениям на рис. 170. Контакты режимных переключателей на рис. 218—226 обозначены только буквами, развертки и монтажные схемы этих аппаратов даны на рис. 165. Так как на схеме тепловоза ЧМЭЗЭ блокировочные контакты контакторов и реле не обозначены дополнительными цифрами (как это принято в схемах тепловозов ЧМЭЗ и ЧМЭЗТ), то в описаниях отдельных цепей указаны номера присоединяемых к ним проводов.
92. ПУСК ДИЗЕЛЯ
Перед пуском главная рукоятка контроллера КМ должна находиться в положении "Холостой ход", а режимный переключатель "Регулятор мощности и охлаждения" на распределительном щите — в положении "Включено". Пуск дизеля производят в следующем порядке.
1. Включают рубильник ОБА (рис. 218) аккумуляторной батареи. Напряжение от "плюса" батареи через кабель 21 и плюсовый нож рубильника ОБА подается на провод и шину 200.
2. Режимный переключатель "Управление" на распределительном щите ставят в положение "Один тепловоз". При этом замыкаются контакты ПСМЕ/, ПСМЕ2 и ПСМЕ6. Контакты ПСМЕ1 и ПСМЕ2 включены соответственно в цепи питания катушек контактора КУ и блок-магнита ЭМОД. Контакты ПСМЕ6 соединяют минусовые провода 105 и 119.
3. Включают автоматы АВ220, AB22J, АВ251 и АВ167. При включении автомата АВ220 замыкается цепь: провод 200, контакты автомата А В220, провод 220, контакты ПСМЕ1, провод 209, катушка контактора КУ, провод 100, предохранитель П100, провод 101, шунт Ш6, провод 113, шунт Ш5 амперметра А2, провод 24, минусовый нож рубильника ОБА, кабель 23, "минус" батареи. После включения контактора КУ напряжение от провода 220 через силовые контакты контактора подается на общий плюсовый провод 202 цепей управления.
Включение автомата АВ221 подготавливает цепь самовозбуждения вспомогательного генератора ВГ. После включения автомата АВ251 напряжение подводится к силовым контактам контактора КМН. При включении автомата А В167 провод 167, через который напряжение подается в соответствующий блок электронного регу-
лятора ЭР, соединяется с "плюсом" вспомогательного генератора.
4. Реверсивную рукоятку контроллера ставят в положение "Пуск", замыкая контакты КМР1, КМР2 и КМР6. Контакты КМР1 соединяют провода 202 и 208, подготавливая цепи питания катушек пусковых контакторов. Через контакты КМР2 и провод 261 ток поступает в катушку реле РД, пройдя которую, уходит на "минус" батареи по проводам 120 и 119, контактам ПСМЕ6. проводу 105 и т. д. Включается реле РД, не принимающее участия в пуске дизеля. Контакты КМР6 используются в схеме управления тепловозом в одно лицо (см. рис. 225).
5. Выключатель ВОДІ (см. рис. 218) на пульте управления ставят в положение "Включено", замыкая цепь: провод 220, контакты ПСМЕ2, провод 203, контакты ВОДІ, провод 2601, размыкающие контакты реле РАВ, провод 2602, втягивающая катушка / блок-магнита ЭМОД, провод 231, размыкающие контакты ЭМОД, провод 100, "минус" батареи. Одновременно замыкается вторая пара контактов выключателя ВОДІ между проводами 247 и 255. При включении блок-магнита объединенный регулятор дизеля подготавливается к пуску. После размыкания размыкающих контактов ЭМОД протекающий по катушке / ток уходит на "минус" батареи через удерживающую катушку 2.
6. Нажимают на кнопку КНПДІ "Пуск дизеля" на пульте управления и через 1—2 с отпускают ее. При нажатии на кнопку напряжение от провода 202 через контакты КМР1, провод 208, контакты КНПД1, провод 247 и контакты ВОДІ подается на провод 255, от которого через размыкающие контакты поездных контакторов КПI, КП2, КПЗ и провод 211 ток поступает в катушку контактора КДІ. Одновременно загорается лампа Л17, сигнализирующая о начале пуска.
С момента подачи напряжения на провод 255 включается первое электронное реле времени блока У(3л4/, обеспечивая соединение с "минусом" катушки контактора КМН. После включения этого контактора начинает работать электродвигатель МН, т. е. идет предварительная прокачка масла перед пуском. Размыкающие контакты КМН (между проводами 202 и 927) в это время разомкнуты и не допускают подвода пониженного напряжения батареи к блоку питания электронного регулятора ЭР, а замыкающие контакты КМН (между проводами 208 и 247) шунтируют контакты кнопки КНПД1.
От провода 255 через замыкающие контакты КД1 и провод 286 напряжение подводится к катушке контактора КД2, но первое электронное реле времени обеспечивает соединение с "минусом" этой катушки с выдержкой времени 25 с. За это время в ходе прокачки масло поступает ко всем трущимся частям дизеля, а также в объединенный регулятор, который выдвигает рейки топливных насосов, подготавливая дизель к пуску.
После включения контактора КД2 собирается силовая цепь пуска: "плюс" батареи, кабель 21, плюсовый нож рубильника ОБА, шина 200, силовые контакты контактора КД1, кабель /, якорная обмотка, обмотка добавочных полюсов и пусковая обмотка тягового генератора, кабель 25, силовые контакты контактора КД2, шина 24, минусовый нож рубильника ОБА, кабель 23, "минус" батареи.
Якорь тягового генератора, работающего в режиме стартерного электродвигателя, начинает раскручивать жестко связанный с ним коленчатый вал дизеля. Одновременно начинает вращаться вал двухмашинного агрегата, соединенный клиноременной передачей с валом якоря тягового генератора.
За счет остаточного магнетизма главных полюсов ВГ в якорной обмотке вспомогательного генератора наводится э. д. с, величина которой прямо пропорциональна частоте вращения якоря ИГ, а значит, частоте вращения коленчатого вала дизеля. Такая зависимость используется для автоматического окончания пуска.
С увеличением наводимой э. д. с. растет напряжение, подводимое к электронному блоку YCRAJ от "плюса" через провод 750, предохранитель П150, провод 166, контакты автомата АВ167 и провод 767. При достижении определенной частоты вращения коленчатого вала (120—150 об/мин), позволяющей дизелю работать самостоятельно, напряжение на зажимах ВГ достигает такого значения, при котором по проводу 767 во второе электронное реле блока YCRA1 подается сигнал на отключение (с выдержкой времени 4 с) контактора КМН. Такая выдержка необходима для снижения разрядного тока батареи и повышения устойчивости работы дизеля.
После выключения контактора КМН прекращает работать электродвигатель МН. Замыкающие контакты КМН (между проводами 208 и 247) разрывают цепь питания катушек контакторов КД1 и КД2. Оба контактора выключаются. Лампа Л17 в этот момент гаснет, сигнализируя об окончании пуска.
Для остановки дизеля выключатель ВОД1 переводят в положение "Выключено", разрывая цепь питания катушек 7 и 2 блок-магнита ЭМОД.
Вспомогательные цепи и цепи освещения | Маневровые тепловозы ЧМЭЗ, ЧМЭЗТ и ЧМЭЗЭ | Возбуждение вспомогательного генератора и зарядка аккумуляторной батареи