Для радиосвязи машиниста с оператором или дежурным по станции на тепловозах имеются радиостанции типа ЖР-5М. На тепловозах ТЭМ1 до 1965 г. устанавливали радиостанции ЖР-5 и ЖР-3.
Радиостанция ЖР-5М обеспечивает устойчивую беспоисковую и бес-подстроечную симплексную1 двустороннюю телефонную связь между абонентами (радиостанциями) одной серии и одной частотной настройки (одного канала). В условиях среднепересеченной местности радиостанция ЖР-5М обеспечивает уверенную связь между стационарной радиостанцией (с антенной, установленной на высоте 20-25 м) и локомотивной радиостанцией на расстоянии порядка 15 км (предел прямой видимости). Для исключения взаимных переговорных помех радиостанция оборудована вызывным устройством, дающим возможность вести групповую или взаимно-избирательную связь. Прием и передача осуществляются- через микротелефонную трубку. Одновременно можно вести прием и через рупорный динамический громкоговоритель. Работает радиостанция с частотной модуляцией на одном из 20 каналов ультракоротковолнового диапазона частот 150, 25-155,0 МГц. Перестройку с канала на канал производят путем смены кварцев с последующей подстройкой контуров.
Питание радиостанции на тепловозе осуществляется от вспомогательного генератора напряжением 75 В через преобразователь переменным током частотой 50 Гц и напряжением 110 В.
Радиостанция ЖР-5М состоит из приемопередатчика, блока избирательного вызова, пульта управления, выносного переговорного устройства, блока питания, антенны, преобразователя ПО-300В и дополнительного динамического громкоговорителя. Выполнена радиостанция в виде отдельных функциональных блоков, позволяющих производить быструю смену (демонтаж) их в случае каких-либо неисправностей в отдельных блоках или требующих доставки их в стационарную мастерскую для настройки или ремонта. Блоки сгруппированы в зависимости от назначения и удобств обслуживания. Блоки приемопередатчика (передатчик - блок № 1, блок избирательного вызова - блок № 2 и приемник - блок № 4) объединены на общей съемной амортизированной раме и помещены в съемный металлический кожух. Приемопередатчик 23 и преобразователь ПО-300В 25 (см. рис. 1 и 2) размещены на тепловозе в проеме между песочницами со стороны аккумуляторного помещения. Блок питания 26 (блок № 3) радиостанции расположен в специальном люке в раме тепловоза перед аккумуляторным помещением.. Пульт управления (блок № 5) - съемной конструкции, установлен на передней стенке в кабине машиниста. Для вызова (при приеме) и громкоговорящего приема в кабине машиниста на передней стенке, вверху имеется дополнительно динамический громкоговоритель (блок № 7).
1 Симплексная связь - вид радиосвязи, при которой абоненты работают на передачу и прием поочередно. Перебой абонента, работающего на передачу, при такой связи невозможен.
Для возможности работы с радиостанцией вне кабины машиниста предназначено дополнительное выносное переговорное устройство (блок № 6), которое смонтировано в уплотненном металлическом корпусе и установлено снаружи тепловоза на раме с правой стороны под кабиной машиниста.
Антенна радиостанции - вертикальный несимметричный четвертьволновый заземленный вибратор, выполненная в виде стальной трубы, опирающейся на керамический изолятор, установлена на крышке капота на специальном кронштейне. Соединена антенна с приемопередатчиком непосредственно высокочастотным кабелем (РК-50-7-15). Соединение блоков приемопередатчика с остальными блоками на тепловозе осуществлено многожильными кабелями.
На тепловозах ТЭМ2 с № 5227 установлена радиостанция типа 72РТМ-А2-ЧМ. Комплект радиостанции состоит из девяти блоков. Пульт управления (блок № 5С), громкоговоритель (блок № 7) и блок подключения (блок № 17) размещены на передней стенке кабины машиниста; блок низкочастотных и вызывных устройств (блок № ЗС), тройник (блок № 14), приемопередатчик (блок № 1) и блок питания (блок № 4) - в шкафу на задней стенке кабины машиниста; выносное переговорное устройство (блок № 20) - на раме тепловоза; антенна (блок № 11) - на крыше кабины машиниста.
Можнтаж электрооборудования | Маневровый тепловоз ТЭМ1 ТЭМ2 | Установка радиостанции на тепловозе