Система воздуховода автоматики

Система воздухопровода автоматики (рис. 165, 166) предназначена для подачи воздуха к пневматическим приборам системы управления тепловозом. Сжатый воздух из питательной магистрали тормозной системы через фильтры и разобщительные краны поступает к приборам (тифоны, свисток, стеклоочистители, цилиндры открытия жалюзи, муфта вентилятора, привод автосцепки и др.), питающимся воздухом давлением 7,5-8,5 кгс/см2. К приборам, питающимся воздухом давлением 6,0-6,5 кгс/см2 (электропневматические вентили песочной системы, контакторы, вентили дистанционного управления тормозом, вентили управления контроллером, реверсом и др.), воздух поступает через клапан максимального давления ЗМД-А, отрегулированный на поддержание этого давления, которое контролируется показанием манометра. Для создания запаса сжатого воздуха давлением 6,0-6,5 кгс/см2 в схеме предусмотрен резервуар.

Клапан максимального давления ЗМД-А (рис. 167) ограничивает давление воздуха, поступающего из питательной магистрали в воздушный резервуар и трубопровод автоматики.

Под действием пружины 8 поршень 4 занимает крайнее верхнее положение и отжимает клапан 2 от седла до упора в хвостовик крышки, при этом воздух из питательной магистрали поступает в резервуар и трубопровод автоматики. Одновременно воздух по трубопроводу, соединенному с отходящей от клапана трубой, поступает в камеру над поршнем 4. Как только давление воздуха на поршень станет несколько больше усилия, на которое отрегулирована пружина 8, поршень 4 опустится вниз и клапан 2 сядет на седло, прекратив сообщение питательной магистрали с резервуаром и трубопроводом автоматики. Для регулировки клапана необходимо снять предохранительный колпачок 10 и затянуть или отпустить регулировочный винт 9.

Для подачи звуковых сигналов на тепловозах предусмотрены свисток (рис. 168, а) и тифон (рис. 168, б). Воздух под давлением 7,5-8,5 кгс/см2 через клапан тифона по трубопроводу поступает в камеру А. Мембрана прогибается и открывает проход воздуха в трубу. Под действием проходящего воздуха мембрана вибрирует, издавая звук.

Рис. 165. Схема трубопровода автоматики тепловоза ТЭМ2 с управлением одним лицом:

1(1)-НЩ - воздушные цилиндры соответственно: жалюзи охлаждения воды, верхних жалюзи, жалюзи воды охлаждения наддувочного воздуха, жалюзи охлаждения масла, пневматического привода передней автосцепки, включения муфты вентилятора, сброса нагрузки, управления позициями контроллера «Больше», управления позициями контроллера «Меньше», реверса «Вперед», реверса «Назад» и пневматического привода задней автосцепки; 2(/)-2(/5) - электропневматические вентили BB-32 соответственно: жалюзи охлаждения воды, жалюзи охлаждения масла, верхних жа-рюзн, включения муфты вентилятора, пневматического привода передней автосцепки, жалюзи воды охлаждения наддувочного воздуха, сброса нагрузки, управления позициями контроллера «Больше», управления позициями контроллера «Меньше», реверса «Вперед», реверса «Назад», отпуска, торможения, свистка малой громкости, пневматического привода задней автосцепки; 2(16) - вентиль КЛП-32 песочной системы; 3 - тифон; 4 - свисток малой громкости; 5(1)- 6(4) - клапаны тнфояа и свистка; 6(1)-6(4) -- стеклоочистители СЛ19 с пусковыми краниками КР-П; 7 - клапан переключательный усл. № ЗПК; 8 - фильтр усл. № Э-114; 9(1), 9(2) - краны разобщительны* усл. № 383; 10 - клапан максимального давления ЗМД; 11 - установка для обдувки генератора; 12(1), 12(2) - контакторы; 13 - реверсор; 14(1), 14(2) - соответственно воздухораспределители торможения и отпуска; 15 - сервомотр двигателя; /6 - колонка воздухоразборная; 17 - манометр; 18 - резервуар воздушный; 19 - кран разобщительный усл. № 4200

Рис. 166. Схема трубопровода автоматики тепловоза ТЭМ1:

1- край разобщительный усл. № 388; 2 - фильтр усл. № Э-114; 3 - клапаны тифона и свистка; 4-свисток; 5 - стеклоочиститель СЛ-19 с пусковым краником КР-П; <5 - тифоны; 7 - вентиль ВВ-32 пневматического привода задней автосцепки; 8 - цилиндр пневматического привода задней автосцепки; 9 - клапан максимального давлення ЗМД-А; 10 - воздушный резервуар; 11- манометр; 12 - водоспускной край усл. № 1050; 13 - вентили управления реверсором; /4 - вентили управления контакторами; 15 - воздухоразбориая колонка; 16 - вентиль КЛП-32 песочной системы; 17 - вентили сервомотора двигателя; 18 - кран разобщительный усл. № 4200; 19 - вентиль ВД-32 жалюзи воды, охлаждающей наддувочный воздух; 20 - вентиль ВВ-32 правых и левых жалюзи воды; 21 - вентиль Вб-32 привода передней автосцепки; 22 - вентиль ВВ-32 верхних жалюзи; 23 - вентиль ВВ-32 жалюзи масла; 24 - воздушный цилиндр жалюзн воды, охлаждающей наддувочный воздух; 25 - воздушный цилиндр левых жалюзи воды; 26 - воздушный цилиндр верхних жалюзи; 27 - воздушный цилиндр правых жалюзи воды; 28 - воздушный цнлиидр жалюзи масла; 29 - воздушный цилиндр пневматического привода передней автосцепки; 30 - воздушный цнлиидр включения муфты вентилятора; 31 - вентиль ВВ-32 включения муфты вентилятора

На тепловозах ТЭМ2 с 1968 г. устанавливают один тифон по нормали ОН2-60. На тепловозе имеются два клапана тифона и два клапана свистка (рис. 169) (по одному с каждой стороны кабины машиниста).

Стеклоочиститель. Для очистки оконных и дверных стекол кабины машиниста от атмосферных осадков установлены четыре пневматических стеклоочистителя СЛ19, которые состоят из пневматического привода и рычага со щеткой (рис. 170, а). В металлическом цилиндрическом корпусе 5, закрытом крышками 2 и 13, расположены два поршня 6 и 12, соединенные между собой зубчатой рейкой 44. Поршни имеют манжеты 7 и 11. В крышке

2 находятся каналы для подвода воздуха, и два клапана-впускной 1 и выпускной 3.

Зубчатая рейка 14 постоянно зацеплена с зубчатым сектором 10, укрепленным на оси 8, конец которой через стенку кабины или раму двери выведен наружу. На этом конце (наружном) укрепляется щеткодержатель с резиновой щеткой. На другом конце оси имеется рукоятка для ручного управления стеклоочистителем.

Поршни 6 и 12 и зубчатая рейка 14 при помощи тяги 16 во втулке 15 соединены с впускным 1 и выпускным

3 клапанами. Через впускное отверстие А в крышке 2 воздух в зависимости от положения клапана 1 может поступать от воздушного краника в полость Б цилиндра или по каналу с в полость В.

Рис. 167. Клапан максимального давления усл. № ЗМД-А:

1-корпус; 2 -клапаи; 3 - кольцо резиновое; 4 - поршень; 5 - кольцо распорное; 6 - манжета; 7 - стакан; 8 - пружина регулировочная; 9 - винт регулировочный; 10 - колпачок предохранительный; 1 н /11- к воздушному резервуару; 11- от питательной сети

Действие. На рис. 170, с изображено расположение клапанов 1 и 3 при движении поршней вправо. При этом сжатый воздух по впускному каналу А поступает в полость Б, создавая в ней давление. В это время полость В каналами сиг сообщена с атмосферой. При подходе поршней к крайнему правому положению они перемещают за хвостовик тягу 16, а вместе с ней и стержень сервомеханизма 4, который переместит клапаны 1 и 3 в правую сторону. В результате полость В через отверстие впускного клапана 1 по каналу с сообщается с источником сжатого воздуха, а полость Б через открытый выпускной клапан 3 - с атмосферой.

Поршни вместе с зубчатой рейкой будут перемещаться влево. Когда они подойдут к крайнему левому положению, хвостовик тяги 16 упрется в тело рейки 14, после чего клапаны 1 и 3 переместятся влево, полость В сообщится с атмосферой, а полость Б - с источником сжатого воздуха. Далее цикл повторяется.

Образовавшееся возвратно-поступательное движение поршней 6 и 12 вместе с рейкой 14 вызовет возвратно-качательное движение находящегося в зацеплении с рейкой сектора 10 и оси 8, а также укрепленной на ней щетки. Для включения и выключения стеклоочистителей, а также для изменения числа ходов щеток за счет повышения или понижения давления подводящего воздуха в кабине машиниста установлены воздушные краники (рис. 170, б). При ввинчивании регулировочной гайки 6 за головку 7 в корпус 3 пружина 5 сжимается, и под ее усилием поршень 4 с клапаном 2 опускаются, пропуская воздух к стеклоочистителю. Если гайку 6 вывернуть, то пружина 5 перестанет нажимать на поршень 4 и клапан 2 давлением сжатого воздуха закроет отверстие в гайке 1, прекратив доступ воздуха к стеклоочистителю. Поворотом головки 7 краника можно устанавливать скорость движения щетки.

В эксплуатации особого ухода за стеклоочистителями не требуется, за исключением периодической смазки. Если стеклоочиститель отказывает в работе, необходимо убедиться в отсутствии утечек воздуха в подводящем трубопроводе и исправности воздушных краников.

Рис 169. Клапан тифона и свистка: ;-ручка шаровая; 2-коромысло; 3-толкатель; 4-* гайка сальника; 5 - сальник, 6 - корпус, 7 - уплотнение клапана; 8 - винт; 9 - пружина; 10 - стержень клапана, 11- кольцо, 12 - крышка клапана

Рис. 170. Пневматический привод стеклоочистителя СЛ-19 (а) и воздушный краник КР-П (б)

<

Тормозная ситсема | Маневровый тепловоз ТЭМ1 ТЭМ2 | Песочная система