Вентиляция тепловоза

ВЕНТИЛЯЦИЯ ТЕПЛОВОЗА

Тепловозы в нашей стране работают в различных климатических условиях. Температура окружающего воздуха в зависимости от времени года может изменяться от - 50 до + 40° С. Для обеспечения нормальной работы механизмов тепловоза в подкузовном пространстве необходимо поддерживать определенный температурный режим, что достигается вентиляцией. На современных тепловозах применяются два типа вентиляции: естественная и принудительная.

Выбор вентиляции зависит от климатических особенностей районов эксплуатации тепловозов, их конструкции и назначения, расположения оборудования в подкузовном пространстве и условий, которые требуются для нормальной работы механизмов, а также стремлением уменьшить расход мощности на собственные нужды.

Вентиляция подкузовного пространства тепловозов ТЭМ1 и ТЭМ2 осуществляется путем естественного воздухообмена, который достигается благодаря наличию просечек на дверях. При положительных температурах окружающего воздуха все просечки на дверях должны быть открыты, а щитки закреплены на дверях в местах, специально предусмотренных для этой цели.

В летнее время, когда температура окружающего воздуха + 25° С и выше, с целью увеличения интенсивности воздухообмена в подкузовном пространстве рекомендуется в районе расположения воздушного компрессора и главного генератора дополнительно открывать две двери, расположенные друг против друга. В открытом положении двери удерживаются зажимами, установленными на стенах капота.

Кузова над аппаратной камерой и аккумуляторами также имеют есте* ственную вентиляцию, которая осуществляется через люки на крыше и просечки на дверях. В зимний период просечки в дверях закрывают щитками, что прекращает поступление наружного воздуха в подкузовное пространство.

Вентиляционный люк на крыше кузова над аппаратной камерой, как правило, должен быть открыт. Его закрывают только при сильных дождях, снегопадах и пыльных бурях. Люк на крыше аккумуляторной камерытакже должен быть всегда открыт. С 1970 г. его конструкция выполняется неза-крывающейся.

Вентиляция кабины машиниста естественная. Поскольку специфика маневровой работы требует открывания окон и дверей, надобность в вентиляции практически отсутствует. Повышение интенсивности вентиляции кабины в летнее время может производиться включением вентиляторов, расположенных на потолке кабины над местами машиниста и помощника. Вентиляторы установлены на шарнирах, что дает возможность поворачивать их и направлять поток воздуха в любом направлении. В зимнее время кабина машиниста обогревается калорифером и батареей обогрева машиниста. Калорифер и батарея обогрева машиниста позволяют поддерживать температуру в кабине не ниже плюс 16-18° С при закрытых окнах. При низких температурах окружающей среды включение вентиляторов позволяет обдувать стекла находящимся в кабине воздухом и тем самым предотвращать их обледенение.

Тяговый генератор - самовентилирующийся. Вентилятором, расположенным на якоре, воздух всасывается из машинного помещения через отверстия, выполненные в подшипниковом щите генератора, проходит по специальным каналам в якоре "и между катушками статора и выбрасывается в машинное помещение через окна, расположенные по окружности в корпусе генератора и защищенные сетками. Забор воздуха из машинного помещения исключает попадание влаги в генератор, кроме того, воздух в машинном помешении содержит меньше пыли, особенно крупной фракции, чем снаружи.

Забор воздуха из машинного помещения улучшает условия его естественной вентиляции. В зимний период, когда тепла в подкузовном помещении недостаточно, благодаря ограниченному поступлению наружного воздуха в машинное помещение при закрытых просечках последний неоднократно проходит через генератор, вследствие чего нагревается и тем самым способствует созданию нужного температурного режима в подкузовном пространстве.

Охлаждение тяговых электродвигателей принудительное. На тепловозе ТЭМ1 для охлаждения одного тягового электродвигателя требуется 45 м3/мин воздуха, а на тепловозе ТЭМ2 - 35 м3/мин. Меньшее количество воздуха для охлаждения тяговых электродвигателей на тепловозе ТЭМ2 обусловлено улучшенной конструкцией тягового электродвигателя и большим запасом мощности. Подачу такого количества воздуха на все тяговые электродвигатели обеспечивают два центробежных вентилятора, расположенных в передней и задней частях машинного помещения.

Центробежный вентилятор засасывает воздух снаружи через кассету фильтра во всасывающем коробе и нагнетает его в воздуховоды, находящиеся в раме тепловоза. Из воздуховодов через брезентовый рукав воздух поступает внутрь тягового электродвигателя. Пройдя по внутренним каналам электродвигателя, воздух' выбрасывается наружу через нижний, верхний и боковые люки. При этом в коллекторных камерах тяговых электродвигателей должен обеспечиваться статический напор не менее 35 мм вод. ст. для тепловозов ТЭМ1 и 25 мм вод. ст. для тепловозов ТЭМ2.

Статический напор гарантирует поступление в двигатель необходимого для нормального охлаждения количества воздуха. Замер статического напора в коллекторных камерах электродвигателей производится на 8-й позиции контроллера машиниста при снятой заглушке и установленной сетке на боковом люке и при наличии козырьков и сеток на верхнем и нижнем люках.

Равномерное распределение воздуха между тяговыми электродвигателями и обеспечение статического напора в каждом двигателе достигаются установкой регулировочных шайб на выходе воздуховодов из рамы тепловоза. Часть тепла электродвигатели отдают воздуху, которым обдуваются во время движения тепловоза. Количество воздуха, поступающего для их охлаждения, зависит от частоты вращения вала дизеля.

Для предотвращения попадания влаги во время сильных дождей, пыли во время пыльных бурь и снега забор воздуха для охлаждения тяговых электродвигателей необходимо производить из машинного помещения через окна в коробе, которые должны быть в этом случае открыты. Кассету фильтра при этом закрывают мешковиной (неплотной прочной тканью), ограничивающей поступление в вентилятор наружного воздуха.

Песочная система | Маневровый тепловоз ТЭМ1 ТЭМ2 | Вентиляторы охлаждение тяговых электродвигателей и их приводы