Редуктор вентилятора (рис. 58) состоит из чугунного корпуса, в расточках которого на шариковых подшипниках установлены горизонтальный полый и вертикальный валы с насаженными на них в горячем состоянии коническими шестернями с круговыми зубьями. Горизонтальный полый вал присоединен своим фланцем к фланцу фрикционной муфты. Внутри вала проходит ведущий вал, вращающийся на шариковых подшипниках, установленных в расточках полого вала и корпуса. На валу закреплены на шлицах два ведущих диска с фрикционными накладками. Фрикционные диски имеют возможность перемещаться по валу по мере их износа. На ведущем валу укреплена на шпонке шестерня привода водяного насоса второго контура охлаждения. Шестерня входит в зацепление с валом-шестерней, установленным на шарикоподшипниках в корпусе.
Ведущий вал, соединенный с приводным карданным валом, не передает вращение вентиляторному колесу, если фрикционные диски вала не прижаты к фланцу. Включение муфты осуществляется специальным электропневматическим механизмом, приводимым в действие с пульта управления или Еручную. При включении муфты освобождаются внутренние концы шести коромысел, удерживающих своими внешними концами двенадцать пружин. Освобожденные от нажатия пружины воздействуют на нажимной диск муфты и прижимают ведущие фрикционные диски к ведомому фланцу. За счет появившейся силы трения между дисками и фланцами муфты вращение от ведущего вала передается полому с конической шестерней, а от нее - вертикальному валу вентилятора.
Привод вентилятора осуществляется от переднего конца коленчатого вала через вал привода масляного насоса дизеля.
При текущем ремонте в объеме ТР-3 редуктор вентилятора холодильника и подпятник снимают, разбирают и осматривают детали. Трещины в корпусах редуктора и подпятника устраняют заваркой, плазменным напылением. Осматривают самоподжимные сальники. Кожаные манжеты сальников с оборванными краями или дающие излом при изгибе на 180° заменяют. Войлочные уплотнения заменяют новыми. Годные кожаные манжеты самоподжимных сальников прожировываюг. Конические шестерни редуктора вентилятора, имеющие предельный износ (когда невозможно установить боковой зазор между зу бьями), излом зубьев или групповые коррозионные язвы более 15 % на рабочей стороне зуба, заменяют. Допускается оставлять в работе шестерни, имеющие на каждом зубе вмятины глубиной до 0,4 мм и площадью до 50 мм2, а также выкрошенное место, если оно отстоит от торца зуба на расстояние не более 10 мм. Цилиндрические шестерни заменяют при наличии: изломов и трещин в зубьях и теле шестерни; покрытия более 15 % поверхности зубьев коррозионными язвами; откола зубьев, если дефектное место отстоит от торца зуба на расстоянии более 10 % его длины; вмятины на поверхности каждого зуба площадью более 25 мм2 и глубиной более 0,4 мм; бокового зазора между зубьями пары шестерен более 1 мм. Изношенные зубья конических и цилиндрических шестерен запрещается восстанавливать наплавкой.
Валы с износом в местах посадки шестерен и подшипников восстанавливают или заменяют новыми. Допускается восстанавливать резьбу на конце вала электросваркой с предварительным удалением старой резьбы на станке. При разработке шпоночных гнезд на валу гнезда выфрезеровывают на новом месте. Биение ведущего и ведомого валов по всей длине при проверке на станке допускается не более 0,05 мм. Прилегание конических поверхностей валов и фланцев проверяют по краске, оно должно быть не менее 75 %.
При сборке редуктора должны соблюдаться следующие условия:
• посадка шестерен и подшипников производится после предварительного нагрева в масле. Шестерни должны быть нагреты до температуры 170-190 °С; подшипники - до 80-100 °С. Зазор между частями корпуса редуктора и подпятника и наружными кольцами подшипников качения должен быть в пределах 0,0-0,06 мм. Защемление подшипников не допускается. В случае ослабления наружного кольца в посадке допускается применение эластомера ГЭН-150(В) или аналогичного ему по свойствам;
• при выбранных внутрь корпуса и наружу осевых разбегах ведущего и ведомого валов зазор между зубьями шестерен должен быть в пределах допуска. Осевой разбег ведущего вала должен быть в пределах допускаемых размеров;
• прилегание зубьев шестерен по краске должно быть не менее 70 % длины и 60 % высоты зубьев и располагаться у делительной окружности конуса; начало отпечатка по длине зуба должно отстоять от торца его со стороны малого конуса не более чем на 3 мм;
• при вращении вручную окончательно собранного редуктора не должно быть заеданий, рывков и заклиниваний в зубьях; валы должны вращаться легко и свободно;
• при работе редуктора на тепловозе не должно быть прерывистого шума, толчков, ударов и утечки смазки через уплотнения;
• восстановление (суммарного диаметрального) зазора в лабиринтовом уплотнении разрешается выполнять лужением внутренней поверхности втулки, при этом зазор должен быть в пределах 0,09-0,23 мм.
Рис. 58. Редуктор вентилятора холодильника
⇐Буксы | Тепловоз ТЭМ2. Конструкция и ремонт | Тормозная рычажная передача⇒