Тормозная рычажная передача

Тормозной рычажной передачей называется система тяг и рычагов, посредством которых усилие человека (при ручном торможении) или усилие, развиваемое сжатым воздухом, по штоку тормозного цилиндра (при пневматическом и электропневматическом торможениях) передается на тормозные колодки, которые прижимаются к колесам. На тепловозе ТЭМ-2 применяют передачи с односторонним нажатием колодок.

Тормозная рычажная передача (рис. 59) состоит из следующих основных частей: горизонтальных и вертикальных рычагов, тяг, затяжек (распорок), тяги ручного тормоза, подвесок, башмаков и колодок. В поперечном направлении башмаки укреплены на триангелях или балках. Для предохранения от падения на путь частей рычажной передачи применяют предохранительные устройства (подвески, кронштейны, цепи и др.)

Рычажная тормозная передача тепловоза приводится в действие от двух тормозных цилиндров, расположенных с боков рамы тележки и действующих на три колесные пары. Каждый тормозной цилиндр 8 диаметром 10" приводит в движение передачу по одной стороне тележки. При этом горизонтальный балансир 7, поворачиваясь вокруг валика тормозной тяги 9, действует на шарнирно связанный с ним вертикальный рычаг 6, который через винтовую стяжку 4 подводит подвеску 3 с башмаком 2 и колодкой 1 к бандажу колеса. Передача усилий на тормозные колодки других колес осуществляется посредством тяги 9, горизонтального балансира 10, вертикального рычага 11, стяжки 12 и подвески 14.

Регулирование положения колодок относительно бандажей колес (рис. 60) осуществляют винтовыми стяжками 4, 12 (см. рис. 59). Для предохранения деталей от падения на путь предусмотрены скобы 5 и 13.

В горизонтальном балансире 7 имеется два отверстия для присоединения тормозной тяги 9, что позволяет изменять передаточное отношение рычажной передачи при подкатке тележек под локомотивы различного типа.

При текущем ремонте ТР-3 рычаги, подвески, кронштейны, тяги тщательно осматривают и заменяют, если они имеют трещины, надрыв, надлом или местный износ глубиной более 10 % сечения детали; производят

Рис. 59. Тормозная рычажная передача:

1 - тормозная колодка; 2 - башмак; 3,14 - подвеска; 4, 12 - винтовая стяжка; 5, 13 - предохранительные скобы; б, 11 - вертикальные рычаги; 7,10 - горизонтальные балансиры; 8 - тормозной цилиндр; 9 - тяга также проверку тормозных цилиндров (рис. 61). Детали с местным износом глубиной, менее указанной, восстанавливают наплавкой с последующей механической и термической обработкой. Разрешается восстанавливать рычаг тяги или подвеску приваркой вместо поврежденной части новой. Приварку ведут электроконтактным способом с последующим испытанием детали на растяжение. Нагрузку при испытаниях принимают в зависимости от сечения детали из расчета 12 кгс/мм2. При зазоре между деталями шарнирных соединений (неразъемных подшипников скольжения) рычажной передачи более 3 мм его восстанавливают до нормальной величины, как и в соединениях рессорного подвешивания, путем замены втулок, наплавки отверстий и валиков с последующей их обработкой. Муфты и вилки винтовых стяжек, имеющие трещину, сорванную или вытянутую резьбу, заменяют. При ослаблении муфты по резьбе, когда качание превышает 1 мм, конец муфты осаживают в горячем состоянии, а затем обрабатывают и подгоняют по резьбе.

При отпущенном тормозе тормозные колодки должны отстоять от поверхности катания бандажа на расстоянии 10-15 мм по всей длине колодки и плотно прилегать к тормозным башмакам. Толщина колодок допускается не менее 15 мм.

Свободное перемещение тяг при увеличении выхода штока тормозного цилиндра (из-за износа колодок) обеспечивается благодаря вырезу в горизонтальном месте рамы.

При замене тормозных колодок размер «С» регулируется в пределах 70+1° мм (контролируется при заторможенном положении системы).

Рис. 60. Схема действия тормозной рычажной передачи и ее неисправности

Кран № 254 имеет следующие положения ручки:

I положение - отпускное - для отпуска автоматического тормоза локомотива. Из I положения во II ручка перемещается автоматически;

II положение - поездное, при котором тормоза локомотива отпущены, но обеспечивается их действие при работе автоматического тормоза;

III, IV, V и VI - тормозные положения при перемещении ручки против часовой стрелки и отпускные - при перемещении ее по часовой стрелке.

Необходимо проверить время наполнения тормозных цилиндров краном вспомогательного тормоза путем постановки его ручки в крайнее тормозное положение, при этом давление в тормозных цилиндрах должно повыситься до 0,3 МПа не более чем за 6-10 с, а время отпуска до давления 0,04 МПа не более 10-16 с.

Для проверки плотности тормозных цилиндров необходимо после их наполнения закрыть разобщительный кран на воздухопроводе и проверить время падения давления в тормозных цилиндрах, Начиная с давления 0,35 МПа. Допускается падение давления не более 0,02 МПа в 1 мин.

Рис. 61. Проверка тормозных цилиндров

Редуктор вентилятора холодильника | Тепловоз ТЭМ2. Конструкция и ремонт | Система пескоподачи