Для повышения сцепления колес с рельсами при трогании с места или движении по подъему (особенно когда рельсы замаслены или влажны) под колеса локомотива подается песок. Опыт эксплуатации локомотивов показывает, что обычно первыми начинают буксовать направляющие колесные пары - первая и четвертая по ходу тепловоза. Поэтому подача песка осуществляется у всех тепловозов только под эти колесные пары. При этом очень важно для экономии песка направлять его строго в место контакта колес с рельсами. Причем иногда достаточно подавать песок только под первую колесную пару.
Песочные системы (рис. 62) в принципе для всех тепловозов одинаковы. Они включают песочные бункеры (обычно четыре на одну секцию тепловоза) вместимостью около 200 кг каждый, воздухораспределители, форсунки, песочницы, электропневматические клапаны и трубопроводы с резиновыми рукавами и наконечниками.
Песок из форсунок подается воздухом питательной магистрали, который через воздухораспределители подводится к форсункам. Воздух, управляющий воздухораспределителями, поступает из резервуара управления (низкого давления) через электропневматические клапаны, сблокированные с контактами реверсора. В зависимости от направления движения блокировочные контакты реверсора включают электропневматические клапаны переднего или заднего хода, а те в свою очередь приводят в действие соответствующие воздухораспределители питательной магистрали, соединенные с форсунками.
При срабатывании клапана воздух из резервуара управления под давлением 55-60 Н/см2 через штуцер в крышке воздухораспределителя поступает в его камеру над поршнем со штоком и перемещает его вниз. Через открывшийся при этом клапан воздух из питательной магистрали под давлением 75-85 Н/см2 поступает через штуцер непосредственно к форсунке.
Поступивший в полость форсунки воздух по каналам поступает в песочную камеру и разрыхляет песок. Другая часть воздуха, поступившая в камеру, проходит через сопло в канал и выдувает песок, выжимаемый воздухом из песочной камеры, в трубу и далее под колесо.
Включение и выключение песочниц осуществляют ножной педалью, расположенной под пультом машиниста. Для подачи песка только под первую колесную пару на пульте имеется специальная кнопка. При выключении песочниц электропневматический клапан выпускает воздух из камеры над поршнем воздухораспределителя и его пружина закрывает клапанное устройство, прекращая подачу воздуха к форсункам из питательной магистрали.
Трубы, проводящие песок к колесам третьей и четвертой осей, оборудованы тремя дополнительными воздушными трубопроводами для подвода воздуха, чтобы облегчить проталкивание песка по длинным горизонтальным участкам этих труб. Песочные трубы при переходе от кузова к тележкам имеют гибкие резиновые вставки. Наконечники песочных труб резиновые и могут регулироваться по высоте.
Регулировку подачи песка осуществляют винтом. Для уменьшения количества подаваемого форсункой песка винт необходимо завернуть, а для увеличения - отвернуть. Для ориентировки, насколько винт повернуть относительно закрытого положения, на головке винта и корпусе форсунки поставлены керны. Необходимая подача песка под первую и шестую колесные пары 1,6-2,0 кг/мин, а под третью и четвертую - 0,8-1,2 кг/мин.
Заправку бункеров необходимо производить чистым, сухим песком, обязательно через сетки, во избежание попадания комков и другого мусора. Заправочные горловины должны иметь герметичные крышки и козырьки, чтобы в песок не попала влага.
При текущем ремонте в объеме ТР-3 песочную систему разбирают и очищают. Воздухораспределители форсунок разбирают и ремонтируют; негодные детали заменяют. Форсунки песочниц осматривают, износ корпуса устраняют наплавкой. Крышки бункеров и их замки ремонтируют. Трещины бункеров заваривают, негодные сетки заменяют. Песочные трубы снимают, неисправные заменяют или ремонтируют. Протертые или порванные резиновые рукава песочных труб заменяют. Проверяют надежность крепления кронштейнов песочных труб. Регулируют расположение песочных труб относительно круга катания бандажей колесных пар. Трубы устанавливают так, чтобы их наконечники отстояли от головки рельса на 50-65 мм и не касались бандажей и тормозной передачи. Регулируют подачу песка, песочные форсунки пломбируют.
Подача песка под бандажи колесных пар осуществляется нажатием педали песочницы. При этом нужно убедиться, что все форсунки переднего и заднего хода подают песок на рельсы. Засорившиеся форсунки необходимо прочистить, для этого вывернуть пробку в корпусе форсунки и удалить из нее комки и крупные частицы. После этого вновь проверить подачу песка.
Рис. 62. Схема системы пескоподачи
⇐Тормозная рычажная передача | Тепловоз ТЭМ2. Конструкция и ремонт | Кузов тепловоза⇒