Топливоподкачивающий насос (рис. 33) подает топливо из бака к насосам высокого давления, обеспечивая надежное заполнение надплун-жерного их пространства. Обычно на дизелях применяют один насос шестеренного типа с приводом от электродвигателя, смонтированного на общей плите с насосом. Такие насосы имеют постоянные независимо от дизеля частоту вращения приводного вала и подачу. При независимом приводе насоса обеспечивается одинаковое давление как в режиме холостого хода, так и в режиме полной мощности.
Шестеренный насос (помпа) состоит из корпуса 3 (рис. 34) и крышки 16 с серповидным выступом А. В крышку впрессована ось 14, на которой свободно вращается ведомая шестерня 2, входящая в зацепление с ведущей шестерней 1 с внутренними зубьями. Ведущая шестерня выполнена заодно целое с приводным валиком Б, соединенным муфтой с электродвигателем постоянного тока типа П21 мощностью 0,5 кВт. Наружная цилиндрическая поверхность ведущей зубчатой шестерни пришлифована к расточке корпуса, а вершины зубьев - к нижней поверхности серповидного выступа крышки насоса. Впадины между зубьями прорезаны с выходом на наружную поверхность.
Топливо, поступая через штуцер в полость корпуса насоса, заполняет впадины между зубьями шестерен; при их вращении захватывается зу бьями и двумя потоками между зубьями шестерен, сверху и снизу серповидного выступа поступает в нагнетательную полость насоса и далее в топливопровод.
Для предотвращения утечек топлива по валику Б на нем надето уплотнение, состоящее из двух бронзовых втулок 8, 11, припаянных к латунной гофрированной втулке 10. Притертым торцом втулка 8 прижата пружиной 9, зажатой между втулками 8, 11 к стальной втулке 7, напрессованной на валик Б. Втулка 11 своим коническим притертым пояском прижата к корпусу при помощи накидной гайки 13. Допускается утечка топлива по валику не более одной капли в 1 мин.
При текущем ремонте в объеме ТР-3 топливоподкачивающий насос снимают и разбирают. Корпус насоса, имеющий трещины, негодный сильфон и амортизатор муфты, заменяют. Нормальный зазор между ведущей втулкой и корпусом должен быть в пределах 0,03-0,09 мм, а осевой люфт ведущей втулки 0,04-0,05 мм. При необходимости насос испытывают на стенде согласно техническим условиям на приемку и стендовые испытания насосов. Соосность оси электродвигателя с осью насоса регулируют прокладками. Допускается смещение осей электродвигателя и насоса не более чем на 0,1 мм; излом осей на радиусе 50 мм не более 0,1 мм. После регулировки соосности валов обязательна постановка контрольных штифтов.
Рис. 33. Общий вид топливоподкачивающего насоса с электродвигателем
Рис. 34. Схема работы насоса {а) и его устройство (б):
I - ведущая шестерня с внутренними зубьями; 2 - ведомая шестерня; 3 - корпус; 4,5 - нагнетательная и всасывающая полости насоса; 6 - отверстие с резьбой для крепления топливоподкачивающей трубы; 7 - стальная втулка; 8, 10,
II - сильфонное уплотнение; 9 - пружина; 12 - уплотнительное кольцо; 13 - накидная гайка; 14 - ось; 15 - регулировочные прокладки; 16 - крышка; 17 -
заглушка; А - серповидный выступ; Б - приводной валик
⇐Топливная система дизеля | Тепловоз ТЭМ2. Конструкция и ремонт | Фильтр грубой очистки топлива⇒