В качестве карданных валов на тепловозе используются выпускаемые серийно автомобильной промышленностью карданные валы двух типоразмеров с незначительной переделкой.
Карданный вал (рис. 158) между раздаточным редуктором и .дизель-генератором как передающий при запуске дизеля значительный вращающий момент от стартера-генератора большего типоразмера и заимствован с автомобиля КрАЗ. Два других карданных вала (рис. 159), имеющие одинаковую длину, меньшего типоразмера и заимствованы с автомобиля ЗИЛ.
Карданные валы обоих типов выполнены с неразъемными проушинами вилок и фланцев. Вал включает в себя два шарнира, каждый из которых состоит из фланца 1, скользящей 5 и сварной 9 (10) вилок, крестовин 13, крышек 14 и подшипников в сборе 12 (15). (Позиции в скобках относятся к карданному валу на рис. 159).
Радиальные нагрузки от шипа крестовины воспринимают иголки однорядного бессепараторного подшипника. Осевые нагрузки от торца шипа крестовины через стакан подшипника воспринимает крышка, которая крепится к проушинам двумя болтами 11 (12), застопоренными планкой 10 (11).
Уплотнение подшипника выполнено в виде манжеты, которая размещена в штампованной обойме, завальцованной на стакан подшипника.
Скользящая 5 и сварная 9 (10) вилки соединены между собой при помощи прямоугольных шлицев. Сварная вилка 9 (10) состоит из шлицевого хвостовика, трубы и самой вилки, соединенных между собой сваркой.
Полость смазки шлицев образована за счет установки заглушки 3 и гайки 6 с уплотнительным кольцом 7 из войлока. Для фиксации уплотнительного кольца и поджатия его гайкой 6 по мере износа устанавливают разрезные шайбы 8. Гайка 6 с уплотнением предохраняет от выпадания сварную вилку 9 (10) при транспортировке и монтаже карданного вала.
Рис. 158. Вал карданный привода раздаточного редуктора: 1- фланец; 2, 4-масленки; 8-заглушка; 5-вилка скользящая; 6-гайка; 7-кольцо уплотнительиое; 8-шайба разрезная; 9- внлка сварная; 10-планка стопорная; 11- болт; /2-подшипник; 13-крестовина; 14- крышка; 15-пластины балансировочные
Рис. 159. Вал карданный привода гидроредуктора вентилятора: 1- фланец; 2, 4-масленки; 3-заглушка; 5-вилка скользящая; 6-гайка; 7-кольцо уплотнительное; 8-шайба разрезная; 9-груз балансировочный; 10-вилка сварная; 11- планка стопорная; 12-болт; 18-крестовина; 14-крышка; /5-подшипник; 16-пластины балансировочные
При разборке карданного вала необходимо крепить его с опорой иа трубу сварной вилки 9 (10). Разборку шарнира следует начинать со снятия двух крышек 14, установленных на фланце /. Затем выпрессовыва-ют подшипники 12(15) в сборе с обоймой. После этого, смещая по оси цапф крестовин и разворачивая фланец 1, снимают его с крестовины. Спрессовав подшипники с оставшейся пары цапф, снимают крестовину 13. Чтобы снять скользящую вилку 5, необходимо предварительно отвернуть гайку 6.
В процессе сборки карданного вала категорически запрещается наносить удары по подшипникам 12 (15), так как это может привести к разрушению подшипника или возникновению трещин. Для обеспечения безударной установки подшипников необходимо пользоваться специальным прессом, например винтовым.
При сборке скользящая и сварная вилки карданного вала должны быть установлены таким образом, чтобы оси их отверстий под подшипники лежали в одной плоскости (стрелки, указанные на скользящей и сварной вилках, должны находиться иа одной линии, как показано на рис. 158 и 159). При нарушении этого требования в шарнирах могут возникать колебания передаваемого вращающего момента, неблагоприятно влияющие на работу всего привода.
В случае замены изношенных деталей или их переустановки при ремонте карданный вал в сборе необходимо динамически балансировать. При сборке и установке карданных валов на тепловоз, а также в эксплуатации следует обращать особое внимание на тщательность затяжки и стопорения резьбовых соединений.
Смазку в шлицевое соединение запрессовывают через масленку 4. Выход воздуха при запрессовке смазки обеспечивается через центральное отверстие в заглушке 3.
Смазку для игольчатых подшипников каждого шарнира запрессовывают через масленку 2.
Смазку запрессовывают ручным шприц-прессом. На текущем ремонте ТР-1 добавляют смазку, а смену ее производят на текущем ремонте ТР-3.
Переделку карданного вала (см. рис. 159) производят в такой последовательности: вал разбирают; сварную вилку устанавливают на токарный станок; срезают сварной шов со стороны вилки, после чего трубу подрезают на величину, чтобы ее длина была равна 526 мм; карданный вал собирают, а затем динамически балансируют.
Динамическую балансировку карданного вала производят за счет установки пластин 16 под стопорные планки 11 или приварки балансировочного груза 9. Допускаемый небаланс не более 0,735 H-см (75 гс-см).
Переделку карданного вала (см. рис. 158) производят в такой последовательности: вал разбирают; сварную вилку устанавливают иа токарный станок и срезают оба- сварных шва; штатную трубу заменяют трубой большего сечения, которую обрабатывают до требуемых размеров, в том числе длину трубы обеспечивают 840 мм; к трубе приваривают вилку и шлицевый хвостовик; карданный вал собирают и динамически балансируют.
Балансировку производят за счет установки пластин 15 под стопорные планки 10, а также поворотом скользящей вилки на 180°. Допускается небаланс ие более 0,588 H-см (60 гс«см).
После балансировки необходимо выбить стрелки на скользящей и сварной вилках для отметки их взаимного положения, как это изображено иа рис. 158 и 159.
Толщина прокладок, используемых для балансировки карданных валов обоих типов, равна 0,5; 1; 2 мм. Суммарная толщина набора прокладок допускается не более 4 мм.
Перед приваркой вилки (это относится к карданным валам обоих типоразмеров) необходимо обеспечить совпадение осевой продольной линии одного из шлицев хвостовика с плоскостью, проходящей через центры отверстий под подшипники.
Муфта упругая привода вспомогательных электрических машин | Маневровый тепловоз ТЭМ7 | Монтаж и привод вентиляторной установки централизованного воздухоснабжения