Монтаж и привод вентиляторной установки централизованного воздухоснабжения

Вентилятор цеитрализоваиного воздухоснабжения 4, в корпус которого вмонтирован конический повышающий редуктор привода, установлен на главной раме тепловоза (рис. 160).

Корпус вентилятора имеет внизу фланец, которым его крепят к основанию 13, приваренному к главной раме тепловоза. Основание 13 выполнено в виде цилиндрического кольца с четырьмя приваренными плати-ками, на которые опирается фланец корпуса вентилятора. Платики имеют по два резьбовых отверстия.

Центровку вентилятора с дизель-генератором производят после окончательной установки дизель-генератора подбором количества регулировочных прокладок 11 толщиной 0,28; 0,5; 1; 1,5; 3 мм. Допускается устанавливать не более 5 шт. прокладок. Точность центровки осей валов 1 и 3 тягового генератора и конического редуктора соответственно необходимо обеспечить в следующих пределах: несоосность не более 0,3 мм; перекос осей - не более 0,3 мм на диаметре 230 мм.

После центровки корпус вентилятора крепят болтами 14, а затем фиксируют четырьмя коническими штифтами 15, имеющими конусность 1:50. В зоне размещения болтов после их затяжки щуп толщиной 0,05 мм не должен доходить до болта.

Герметичность стыковки фланца корпуса с основанием 13 обеспечивают прокладкой 10 из губчатой резины. Прокладку 10 приклеивают к сопрягаемым деталям клеем и дополнительно стягивают металлическим поясом 12.

Герметичность на всасывании по коллектору вентилятора осуществляют рукавом 8, изготовленным из кирзы двуслойной гладкокрашен-ной, имеющей огнестойкую пропитку. Рукав 8 крепят к каркасу 7 фильтров болтами б, а к коллектору - стяжным кольцом 9.

Вентилятор имеет ограждение 5, которое предохраняет его проточную часть от попадания посторонних предметов. Фланцы валов тягового генератора и конического редуктора соединяют упругой муфтой 2.

Конструкция упругой муфты и ее установка приведены на рис. 161. Муфта не только передает вращающий момент от вала тягового генератора к входному валу конического редуктора привода вентилятора, но и обеспечивает в определенных пределах компенсацию погрешностей установки этих агрегатов. Упругим звеном муфты является резинокорд-ный элемент, выполненный в виде торообразной оболочки. Упругий элемент с угловой статической жесткостью 44,1-98 кН-м/рад (4500- 10 000 кгс>м/рад) обеспечивает низкий уровень динамических нагрузок от крутильных колебаний в узлах соединяемых муфтой агрегатов в диапазоне частоты вращения коленчатого вала дизеля 350- 1000 об/мин.

Бортовые части упругого элемента 8 (см. рис. 161) зажаты между внутренними разрезными 7 и наружными неразрезными 6 фланцами. Неразрезными фланцами 6 муфту крепят посредством одиннадцати специальных болтов 3 с одной стороны к фланцу 2 тягового генератора, а с другой стороны - к фланцу конического редуктора привода вентилятора централизованного возду-хоснабжения 9. Болты имеют резьбу М16X1,5 и изготовлены из стали с термообработкой до твердости НВ 255-302.

Для регулировки затяжки бортовых частей упругого элемента и облегчения условий работы болтов 5 между фланцами б и 7 установлены регулировочные кольца 4.

В зависимости от толщины бортовых частей упругого элемента в свободном состоянии (размер а), замеренной на диаметре 325- 335 мм, общую толщину регулировочных колец 4 (размер б) подбирают следующим образом:

Размер а, мм

Общая толщина колец б, мм Размер в, мм

Замер размера а производят в четырех точках, равномерно расположенных на поверхности г. Разность размеров а, допускаемая ие более 2 мм, обеспечивают зачисткой. Места зачистки не должны выходить за пределы поверхности д.

После проведения замеров внутрь упругого элемента вводят разрезные фланцы 7, а затем устанавливают регулировочные кольца 4 и иераз-резные фланцы 6 и соединяют болтами 5. При этом поверхности фланцев, контактирующие с упругим элементом, должны быть предохранены от попадания масла. Перед окончательной затяжкой болтов 5 обеспечивают соосность поверхностей с точностью до 0,5 мм и биение упругого элемента по диаметру 500 мм не более 1 мм. Собранный узел балансируют статически с точностью до 1,470 Н-см (150 гс-см) за счет балансировочных грузов 11, устанавливаемых под болты 5 (не более двух грузов под одну пару болтов). Грузы устанавливают равной массы с обеих сторон муфты. После балансировки болты 5 тщательно стопорят попарно проволокой. Восемь цилиндрических штифтов 12 размером 16X40 мм (по четыре с каждой стороны муфты, т. е. по два на каждый фланец) исключают взаимное смещение фланцев б и 7, а также обеспечивают частично передачу вращающего момента. Штифты изготовлены из стали с термообработкой до твердости НВ 255-302.

Для предохранения штифтов от выпадания на поверхности неразрезных фланцев по диаметру 22+ мм в четырех точках наносят кернения.

Отбалансированную в сборе муфту подсоединяют болтами 3 соответственно к фланцу 2 тягового генератора и к фланцу 9 конического редуктора привода вентилятора централизованного воздухоснабжения и штифтуют двумя цилиндрическими штифтами размером 18X35 мм (по одному штифту 1 с каждой стороны муфты). Штифты изготовлены из стали и термообработаны до твердости HB 255-302. Штифты имеют резьбовое отверстие М10 для демонтажа. Болты 3 стопорят пружинными шайбами, а также дополнительно попарно связывают проволокой. Планка 10, устанавливаемая под два соседних болта, предохраняет штифт 1 от выпадания.

С целью снижения трудоемкости монтажа муфты за счет отмены совместной обработки отверстий под штифты 1 в сопрягаемых фланцах с тепловоза ТЭМ7-0026 эти штифты устанавливают в заранее обработанные с большой точностью ступенчатые отверстия во фланцах 6 (см. /). При этом высота выступания штифтов должна быть (12 ±0,5) мм. При установке муфты отверстия под штифты 1 необходимо совместить по рискам на сопрягаемых деталях. В связи с внедрением такой установки штифтов планки 10 отменены. Фланец 2, изготовленный из стали, термообработанный до твердости НВ 255-302, установлен на хвостовик вала тягового генератора с применением конического соединения (конусность 1:10) с гарантированным натягом.

Взаимное прилегание конических поверхностей фланца 2 и хвостовика вала тягового генератора проверяют по краске. Пятно контакта должно располагаться равномерно по поверхностям и занимать не менее 80 % поверхности сопряжения.

Перед посадкой фланец 2 нагревают до температуры 473 К (200 °С). Правильность посадки фланца контролируют по разности замеров е в холодном состоянии и после напрес-совки. Разность замеров должна быть равна 1-1,5 мм и представляет собой осевой натяг.

Для удобства монтажа и демонтажа муфты предусмотрены две пары соосных отверстий диаметром 21 мм и две пары резьбовых отверстий М16Х1.5 (см. сечеиия В- В, Г-Г), позволяющих перед установкой или снятием муфты сжать ее двумя специальными технологическими болтами по оси до необходимой величины.

Для облегчения демонтажа муфты на тепловозе, кроме этого, фланцы 2 и 9 имеют по два резьбовых отверстия М16Х1.5 для отжимных болтов, расположенных диаметрально противоположно.

В процессе эксплуатации необходимо периодически (на ТР-2) контролировать точность центровки дизель-генератора и вентилятора централизованного воздухоснабжения. Работа муфты с большей расцен-тровкой, чем указана в начале настоящего раздела, ведет к сокращению срока службы упругого элемента, возникновению значительных динамических нагрузок в приводе, а также может вызвать вибрацию на тепловозе.

С целью облегчения демонтажа вентиляторной установки предусмотрены четыре резьбовых отверстия М20 для отжимных болтов (см. рис. 160). Эти резьбовые отверстия глушат резиновыми пробками 16.

Для снятия вентилятора с тепловоза необходимо предварительно демонтировать каркас фильтров централизованного воздухоснабжения в сборе с фильтрами.

Карданный привод вспомогательных механизмов | Маневровый тепловоз ТЭМ7 | становка и привод тормозного комперссора