Устройство автоматического тормоза

Пневматические системы тепловоза

Пневматические системы тепловоза включают в себя тормозную часть и автоматику управления тепловозом с подключением к последней трубопроводов вспомогательных служебных систем. Источником сжатого воздуха на тепловозе является поршневой компрессор.

Пневматическая часть тормоза представляет собой совокупность компрессорной установки трубопроводов, резервуаров, аппаратов управления тормозом и аппаратов, осуществляющих торможение.

Устройство автоматического тормоза

Схема воздухопровода автоматического тормоза тепловоза ТГМ23 (рис. 65) соответствует принятым в системе МПС типовым схемам автоматических тормозов тепловозов.

Атмосферный воздух засасывается компрессором 4 и после сжатия нагнетается в левый главный резервуар 18. По соединительной трубе сжатый воздух проходит из левого резервуара в правый 17, а из последнего отбирается для торможения (для прочих служебных нужд воздух отбирается из левого резервуара). Воздух к тормозным устройствам проходит по напорной трубе через маслоотделитель 15 и кран двойной тяги 21 (разобщительный) к крану машиниста 13. Из крана машиниста через комбинированный кран 22 (разобщительный и экстренного торможения) воздух поступает в тормозную магистраль, представляющую собой трубу (йу = 32 мм), идущую вдоль тепловоза и имеющую на концах, выходящих из буферных листов, концевые краны 2, на которые навернуты соединительные рукава /.

От крана двойной тяги и комбинированного крана сделаны отводы к двух-стрелочному манометру 14, показывающему давление воздуха в главных резервуарах и тормозной магистрали. От крана машиниста сделан отвод к уравнительному резервуару 20 и манометру 12, показывающему давление в уравнительном резервуаре.

Из тормозной магистрали (по трубе с1у = 15 мм) воздух поступает в воздухораспределитель 6, а из последнего в запасной резервуар § и к прямодей-ствующему крану машиниста 11. При снижении давления в тормозной маги^ страли при помощи крана машиниста воздухораспределитель открывает доступ воздуху из тормозной магистрали через прямодействующий кран машиниста в тормозной цилиндр 5. От трубы, идущей от воздухораспределителя к прямодействующему крану машиниста, сделан отвод к буферному резервуару 9, смягчающему колебания давления при работе воздухораспределителя.

Для торможения только одного тепловоза прямодействующий краном к последнему подводится воздух, забираемый из напорной трубы перед краном двойной тяги и проходящий через фильтр 23. Для отключения воздухораспределителя и прямодействующего крана машиниста, на подводящих трубах установлены разобщительные краны 10. Такой же кран установлен между трубами, идущими от воздухораспределителя к прямодействующему крану

машиниста и от последнего к тормозному цилиндру. Этот кран дает возможность, отключив прямодействующий кран, подавать воздух из воздухораспределителя непосредственно в тормозной цилиндр.

На напорной трубе после компрессора установлен предохранительный клапан 3, отрегулированный на давление 8,5 кГ/см2. От тормозной магистрали сделан отвод к блокирующему устройству, которое срабатывает при превышении допускаемой скорости и выпускает воздух из тормозной магистрали, вызывая этим экстренное торможение.

На тепловозе ТГМ23 в системе воздушного тормоза применены устройства, перечисленные в табл. 8.

Все эти устройства являются типовыми для автоматических тормозов железных дорог Советского Союза; их конструкции и работа подробно освещены в специальной литературе по тормозам.

Кроме указанных типовых устройств, в системе автоматического тормоза тепловоза ТГМ23 имеются воздушные ревервуары: два главных, запасной, уравнительный и буферный, смягчающий толчки воздуха при работе воздухораспределителя.

Главные резервуары тепловоза ТГМ23 имеют объем по 190 л каждый и представляют собой цилиндрические сосуды сварной конструкции с эллиптическими днищами. К одному из днищ приваривается фланец с резьбовым отверстием, в которое ввертывается пробка. Отверстие предназначено для осмотра и промывки резервуара. В другой фланец на нижней части резервуара ввертывается водоспускной кран. Сбоку с наружной стороны на резервуаре укрепляется на приваренной скобе паспортная табличка.

На цилиндрической части правого резервуара есть два фланца с резьбовыми отверстиями для напорной трубы, идущей к крану машиниста и соединительной трубы. На левом резервуаре размещены три фланца, присоединяющие трубы: соединительную, питательную, идущую от компрессора и трубы забора воздуха нетормозного назначения.

Запасной резервуар емкостью 55 л также представляет собой цилиндрический сосуд с приваренными днищами коробового сечения в соответствии с ГОСТ 1561-65. На одном из днищ приварен фланец с резьбовым отверстием для трубы, а снизу цилиндрической части - фланец для водоспускной пробки.

Рис. 65. Схема воздухопровода автоматического тормоза:

1 - соединительный рукав; 2 - концевой кран; 3 - предохранительный клапан; 4 - компрессор; 5 - тормозной цилиндр; 6 - воздухораспределитель; 7 - двухкамерный резервуар; 8 - запасный резервуар; 9 - буферный резервуар; 10 - разобщительный кран; - прямодействующий кран машиниста; 12 - манометр однострелочиый; 13 - кран машиниста; 14 - манометр двухстрелочный; 15 - маслоотделитель; 16 - кран спускной; 17, 18 - главные резервуары; 19 - блокировочное устройство; 20 - уравнительный резервуар; 21 - кран двойной тяги; 22 - комбинированный кран; 23 - фильтр

Таблица 8

Оборудование системы воздушного тормоза

Уравнительный резервуар объемом 20 л по конструкции аналогичен запасному резервуару, но устанавливается вертикально и поэтому на верхнем днище имеет фланец для присоединения подводящей трубы и три лапки для крепления к настилу рамы, а на нижнем - спускную пробку.

Буферный резервуар объемом 6,8 а представляет собой два сваренных кромками коробовых днища (такие же, как и для запасного и уравнительного резервуаров). Остальные детали и устройство, как у уравнительного резервуара.

Капоты | Конструктивные особенности и техническая характеристика тепловоза | Тормозные трубопроводы