4.6.2. Схема воздушной системы тормоза- Приведена на рис. 32- Воздух от компрессора подается в главные воздушные резервуары 16 общей вместимостью 0,5 м3 (500 л). По напорной трубе через маслоотделитель 13 сжатый воздух .подается к разобщительному (двойной тяги) крану 20 и далее к крану машиниста 10.
Кран машиниста предназначен для управления величиной давления воздуха в тормозной магистрали и, следовательно, управления работой тормоза поезда. Ручка крана имеет следующие положения (рис, 33):
1 - зарядка и отпуск;
11 - поездное;
I11 - перекрыша без питания магистрали;
IV - перекрыша с питанием магистрали;
^ -А -служебное торможение длинносоставного грузового поезда;
V - служебное торможение;
V1 - экстренное торможение-
Для получения полного служебного торможения требуется понизить давление в магистрали на 0,14-0,16 МПа (1,5-1,7 кгс/см2) при нормальном зарядном давлении 0,54 МПа (5,5 кгс/см2).
Рис. 33. Кран машиниста усл. № 394-2
В тормозном цилиндре величина предельного давления на груженом режиме после полного служебного торможения должна быть 0,38-0,44 МПа (3,9-4,5 кгс/см2).
Из крана машиниста через комбинированный кран 21 (разобщительный и экстренного торможения) воздух поступает в тормозную магистраль, по концам которой установлены концевые краны 28 и соединительные рукава 29-
От крана двойной тяги и комбинированного крана сделаны отводы к двухстрелочному манометру 11, показывающему давление воздуха в главных резервуарах и тормозной магистрали.
От крана машиниста идет отвод к уравнительному резервуару 18 вместимостью 0,02 м3 (20 л) и манометру 12, показывающему давление в уравнительном резервуаре.
Из тормозной магистрали воздух поступает в воздухораспределитель 4, а из последнего-в запасной резервуар 2 вместимостью 0,055 м3 (55 л), предназначенный для создания запаса сжатого воздуха, необходимого при торможении; другим отводом воздухораспределитель соединен с краном вспомогательного тормоза 5.
Для контроля давления в тормозном цилиндре служит манометр 12.
От трубы, идущей от воздухораспределителя к крану вспомогательного тормоза, сделан отвод к дополнительному (буферному) резервуару 22 вместимостью 0,007 м3 (6,8 л), смягчающему колебания давления при работе воздухораспределителя.
На тепловозе установлены два крана вспомогательного тормоза 5 (на правой и левой сторонах кабины), служащие для управления только собственными тормозами тепловоза- Ручка крана вспомогательного тормоза имеет следующие положения (рис. 34):
1 - отпускное, когда тормоза тепловоза находятся в отпущенном состоянии;
11 - поездное, при котором во время торможения краном машиниста обеспечивается действие автотормоза на тепловозе;
III-V1 - тормозные, когда воздух поступает в тормозной цилиндр через кран непосредственно из главного резервуара-
Рис, 34. Кран вспомогательного тормоза усл. ЛЬ 254-1
При этом в тормозном цилиндре устанавливаются следующие давления: в II! положении 0,1-0,12 МПа (1,0-1,3 кгс/см2); в IV положении 0,16-0,19 МПа (1,7-2 кгс/см2); в V положении 0,26_0,29 МПа (2,7-3,0 кгс/см2) и в VI положении, соответствующем полному служебному торможению, 0,36-0,39 МПа (3,7-4,0 кгс/см2).
Если краном не пользуются, то его ручка находится в по-ездном положении.
Вспомогательный тормоз тепловоза является прямодейст-вующим и неистощимым благодаря непосредственному сообщению тормозного цилиндра через кран с главными резервуарами.
Воздух к кранам вспомогательного тормоза подводится от напорной трубы перед краном двойной тяги через фильтр 9.
Для отключения кранов вспомогательного тормоза от напорной магистрали на подводящих трубах установлены разобщительные краны 30, Такие же краны установлены на трубах, идущих от кранов вспомогательного тормоза к тормозному цилиндру.
На трубопроводе, соединяющем между собой правый и левый краны вспомогательного тормоза, установлен переключательный клапан 7, обеспечивающий независимую работу кранов.
На трубопроводе от воздушного резервуара имеется отвод воздуха к реле давления 6 управления работой компрессора.
На напорной трубе компрессора установлены обратный клапан 26 и предохранительный клапан 27; предохранительный клапан должен быть отрегулирован на давление 0,85+°'03МПа (3,7+0'3 кгс/см2).
К системе тормозного трубопровода подключено устройство бдительности, в систему которого входит клапан автостопа 19.
Операции по управлению тоомозами пои помощи крана (усл. № 394-2) проводятся следующим способом.
Для зарядки автотормоза ручку крана устанавливают в первое положение, при котором сжатый воздух из главных резервуаров поступает через кран в тормозную магистраль. Из магистрали воздух поступает в воздухораспределитель, который приходит в действие и перепускает его в запасной резервуар.
В конце зарядки тормоза ручку крана переводят во второе положение, при котором во всех тормозных приборах и в магистрали поезда поддерживается нормальное зарядное давление 0.52-0,54 МПа (5,3-5,5 кгс'см2). В это время тормозной цилиндр через воздухораспределитель сообщен с атмосферой, тормоза отпущены. Для торможения ручку переводят в одно из тормозных положений-
По мере надобности торможение производится ступенчатое, полное служебное или экстренное.
При ступенчатом торможении ручку переводят в пятое положение, а затем, после снижения давления воздуха в магистрали до определенного давления, ручку устанавливают в четвертое положение.
После первой ступени снижения давления в магистрали и соответствующей выдержки можно произвести его дальнейшее снижение повторным перемещением ручки крана машиниста в пятое положение с последующим возвратом в четвертое или третье положение.
Для получения полного служебного торможения ручку устанавливают в пятое положение и снижают давление в тормозной магистрали на 0,14-0,16 МПа (1,5-1,7 кгс/см2). Для экстренного торможения необходимо ручку крана установить в шестое положение или перевести ручку комбинированного кра на 21 в крайнее положение по часовой стрелке.
Отпуск тормоза производится повышением давления в магистрали. При этом можно производить полный или частичный ступенчатый отпуск. Для полного отпуска ручку крана ставят в первое положение и оставляют в этом положении до тех пор, пока давление в магистрали не повысится до 0,54 МПа (5,5 кгс/см2), после чего ее переводят во второе положение.
При ступенчатом отпуске ручку переводят в положение отпуска, а затем в положение перекрыши.
Для получения следующей ступени отпуска тормоза ручку крана снова ставят на некоторое время в отпускное положение, а затем в положение перекрыши.
Для торможения тепловоза краном вспомогательного тормоза (усл. № 254-1) ручку крана устанавливают в одно из тормозных положений (III-VI); при этом воздух из главных резервуаров подается к переключательному клапану и через него к тормозному цилиндру.
Для отпуска тормоза ручку переводят в отпускное положение, при котором тормозной цилиндр сообщается с атмосферой.
Пневматические системы тепловоза | Маневровый тепловоз ТГМ23В | Пневматическая система управления и сигнализации