Порядок работы

5- Порядок работы

5.1- Тепловоз должен обслуживаться во время работы бригадой в составе машиниста локомотива и его помощника. Размещение приборов управления на пультах таково, что возможно управление локомотивом в одно лицо, т. е. одним машинистом.

5.2. Режимы работы тепловоза определяются таблицей весовых норм (приложение 11). При движении с низкими скоростями рекомендуется работа на «маневровом режиме», что обеспечит более экономичную работу гидропередачи.

5.3- Пуск дизеля

5-3.1. К пуску дизеля можно приступить только после устранения всех обнаруженных неисправностей и выполнения требований пункта 4,4,

5.3.2. Для пуска дизеля, убедившись в отсутствии посторонних лиц в дизельном помещении, выполните следующие операции:

1) затормозите тепловоз ручным тормозом;

2) откройте кран на трубе от масляного бака к маслоохладителю и кран топливного бака;

3) включите выклвчатели «Управление» на обоих пультах. После этого должны включиться световые табло положения реверса («Вперед» или «Назад») и режима («Маневровый» или «Поездной»);

4) проверьте, установлены ли штурвалы управления дизелем в исходное (нулевое) положение (т. е. в упоре при повороте против часовой стрелки, а выключатели «Гидропередача» -в выключенном положении;

ВНИМАНИЕ! ЗАПУСК ДИЗЕЛЯ ПРИ ВЫВЕДЕННЫХ ИЗ НУЛЕВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ШТУРВАЛАХ И ВКЛЮЧЕННЫХ ВЫКЛЮЧАТЕЛЯХ «ГИДРОПЕРЕДАЧА» КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕН.

5) поверните рукоятку «Пуск дизеля» универсального пере ключателя вправо или влево до отказа.

По показаниям приборов следите за правильностью протекания процесса пуска дизеля, по амперметру-включение и работу электронасоса масла, по манометру «масло дизеля»-за ростом давления масла. При давлении масла 0,24-0,29 МПа (2,5- -3 кгс/см2) должен включиться стартер, о чем свидетельствует падение напряжения по вольтметру и включение светового табло «Стартер»;

6) отпустите рукоятку переключателя «Пуск дизеля» после того, как дизель заработает. Стартер отключится, о чем свидетельствует потухание светового табло «Стартер».

Допускается три попытки запуска дизеля длительностью до 5 с с интервалом 25-30 с между пусками. Если пуск не удался, выявить причины и устранить;

7) через минуту после пуска давление масла в главной магистрали должно быть не ниже 0,24 МПа (2,5 кгс/см2). Если после пуска манометр показывает меньшее давление, остановите дизель, выясните причину и устраните ее;

8) проверьте уровень масла в баке и охлаждающей жидкости в расширительном баке, при необходимости произведите дозаправку;

9) прогрейте дизель на холостом ходу при 10-13,3 1/с (600 -800 об/мин) (длительная работа на этих частотах врзщения не рекомендуется) с постепенным переходом на 16,6-18,3 1/с (1000-1100 об/мин), пока температура охлаждающей жидкости и масла на выходе (по показаниям приборов на пульте) не достигнет 303 К (30 С). После этого для ускорения прогрева допускается нагрузить дизель не более чем на 25% полной мощности (включение гидропередачи на 16,6 1/с (1000 об/мин) дизеля при заторможенном тепловозе). Дизель считается прогретым

и готовым к нормальной работе на всех режимах при температуре на выходе охлаждающей жидкости и масла не менее 318 К ( + 45°С);

10) повышайте частоту вращения коленвала дизеля плавно, поворотом штурвала управления по часовой стрелке;

11) снижайте частоту вращения поворотом штурвала против часовой стрелки.

5 4. Трогание тепловоза с места и уход за ним в пути следования.

5.4,1. До трогания тепловоза с места (дизель работает) необходимо прежде всего проверить работу и показания приборов на пульте управления, работу компрессора и давление воздуха.

Обеспечьте зарядку тормозной магистрали краном машиниста № 394-2,

Давление воздуха в тормозной магистрали должно быть в пределах 0,52-0,54 МПа (5,3-5,5 кгс/см2), При разряженной тормозной магистрали трогание тепловоза с места осуществить невозможно (см, пункт 4,7,7), Затем проведите следующие операции:

1) переключите режим и реверс в необходимое положение нажатием на соответствующие кнопки (при нулевом положении штурвала). Включение необходимых надписей на световом табло свидетельствует о закончившихся переключениях;

2) отпустите ручной тормоз;

3) включите выключатель «Гидропередача», Выключатель «Гидропередача» на нерабочем пульте должен быть включен предварительно, Минимально допустимая температура масла гидропередачи, при которой можно производить запуск - -273 К (0°С), Однако при температуре менее 323 К ( + 50°С) из-за повышенной вязкости масла будет снижение экономичности и ухудшение тяговых свойств тепловоза;

4) дайте соответствующий звуковой сигнал и, плавно поворачивая штурвал управления, повышайте обороты дизеля до момента трогания с места, Перед троганием тепловоза убедитесь в отсутствии посторонних лиц на пути следования локомотива. Когда тепловоз тронется, вращением штурвала установите желаемую скорость его движения.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

1 Приводить тепловоз в движение при отключении от рекомендуемых значений показаний приборов на пульте. 2, Производить резкое изменение режимов работы дизеля.

54.2, Перед выходом тепловоза из депо необходимо проверить действие песочниц, тормозов и тифона,

Трогание с места производить плавно, не допуская буксование колес тепловоза. Для предотвращения буксования колес подачу песка производить до начала буксования.

5.4.3. При следовании в пути когда имеется возможность использовать свободное движение накатом, рекомендуется, прежде чем снизить частоту вращения дизеля штурвалом, выключить переключатель «Гидропередача»; частоту вращения коленчатого вала дизеля при этом рекомендуется поддерживать не ниже 16,6 1/с (1000 об/мин), -і

5.4-4. В пути следования и при работе на маневрах необходимо контролировать:

1) давление масла в масляной системе, На номинальном режиме давление масла должно быть 0,49-1,03 МПа (5,0-10,5 кгс/см2);

2) температуру масла в масляной системе и температуру охлаждающей жидкости (воды), Температура масла и охлаждающей жидкости должна поддерживаться в пределах, рекомендуемых «Руководством по эксплуатации дизеля».

На тепловозе применена закрытая система охлаждения; максимально допустимая температура охлаждающей жидкости при этом 378 К ( + 105°С).

Помните, что длительная работа дизеля при температурах охлаждающей жидкости и масла ниже 333 К ( + 60°С) не разрешается, так как это ведет к осмолению клапанов, поршней, поршневых колец, форсунок и может привести к нежелательным последствиям; в случае падения давления масла или резкого повышения температуры выходящего масла и охлаждающей жидкости следует выяснить причины и устранить неисправности, а при необходимости остановить дизель;

3) температуру масла гидропередачи (на выходе). Рекомендуемая температура 348-368 К (от +75 до -г-95°С), максимально допустимая - 383 К (+110°С);

4) показания амперметра и вольтметра. Амперметр должен показывать ток заряда или разряда аккумуляторных батарей в зависимости от режима работы дизеля и включенных электрических нагрузок. Величина зарядного тока может доходить до 50 А в зависимости от степени разряженности батарей; вольтметр должен показывать напряжение в пределах 27-29 В;

5) правильность перехода с одного гидроаппарата на другой;

6) давление воздуха в тормозной магистрали, которое должно быть 0,52-0,54 МПа (5,3-5,5 кгс/см5);

7) насыщенность выпускаемых газов, При работе под нагрузкой дым должен быть серого цвета или бесцветный, для уменьшения выброса несгоревшей смеси масла и топлива из выпускного трубопровода на малых нагрузках следует температуру масла и охлаждающей жидкости поддерживать ближе к верхним рекомендуемым пределам независимо ог температуры окружающего воздуха;

8) давление смазки компрессора, открыв краник перед манометром на компрессоре, которое должно быть не ниже 0,14 МПа (1,5 кгс/см2);

9) ритмичность работы агрегатов тепловоза на слух. В случае появления ненормальных шумов или стуков следует немедленно остановить тепловоз и дизель и не пускать его повторно до выявления и устранения причин ненормальной работы;

10) осмотрите на остановках экипажную часть, проверьте степень нагрева букс и головок спарников.

Температура букс не должна превышать 353 К ( + 80°С), а головок спарников 373 К (+100°С)-

5.4- 5. При следовании в пути при включенной системе бдительности необходимо лереодически, не реже чем через 30 с, нажимать педаль бдительности, в противном случае произойдет автоматическое отключение силовой установки и включение тормоза.

5.5, Остановка тепловоза-

5.5- 1. Остановите тепловоз по общим правилам, действующим на железнодорожном транспорте.

5.5.2. В нормальных условиях для остановки дизеля необходимо снизить частоту вращения до 11,7-13,3 1/с (700-800 об/мин), выключить гидропередачу и дать дизелю поработать, пока температура охлаждающей жидкости и масла на выходе будет не выше 348 К (75°С). Затем медленно перевести штурвал в нулевое положение и выключить выключатель «Управление»- Поставить все выключатели в выключенное положение,

В аварийных случаях дизель остановите немедленно, после чего периодически, если возможно, проворачивайте коленчатый вал дизеля стартером без подачи топлива на несколько оборотов, включив маслозакачивающий насос на время около одной минуты.

5 5,3, После остановки закройте краны топливного и масляного баков.

В холодное время, если тепловоз ставят вне отапливаемого помещения, примите меры для предупреждения замораживания его систем.

5-6. Постановка тепловоза в депо

5.6.1. При постановке тепловоза в депо произведите следующие операции:

1) затормозите тепловоз ручным тормозом и подложите башмаки под крайние колесные пары тепловоза; на смотровых канавах и деповских путях тепловозы располагают на расстоянии не менее чем 2 м один от другого;

2) очистите снаружи дизель, гидропередачу, реверс-режимный редуктор, компрессор, капоты и кабину машиниста, раму тепловоза;

3) выключите все выключатели на пульте управления, погасите свет.

5.6-2. При постановке тепловоза в депо на срок до одного месяца и более следует произвести консервацию тепловоза (приложение 9); при этом рекомендуется ослабить натяжение ремней привода компрессора, что будет способствовать продлению срока службы ремней и подшипников привода; на жалюзи капота компрессора рекомендуется установить защитные шитки.

Подготовка тепловоза к работе | Маневровый тепловоз ТГМ23В | Особенности эксплуатации тепловоза в зимних условиях