Двухмашинный агрегат. Состоит из возбудителя" типа ВТ2751120 и вспомогательного генератора типа ВГТ2751150.
Возбудитель используется в качестве генератора для питания электро двигателя вентилятора холодильной установки тепловоза. Вспомогательный генератор служит для зарядки аккумуляторных батарей, питания цепей управления и освещения и электродвигателей вспомогательных механизмов.
Схемы электрических соединений двухмашинного агрегата представлены на рис. 118-119. Конструкция двухмашинного агрегата изложена в литературе по тепловозам с электрической передачей. Отметим лишь, что возбудитель создавался как специальная машина для питания обмотки независимого возбуждения тягового генератора тепловозов с электропередачей, и поэтому часть обмоток возбуждения (регулирующая и ограничения тока) на тепловозе ТГМЗА не используется. Включение обмоток показано на электрических схемах тепловоза.
Электродвигатель вентилятора холодильника. Электродвигатель П-72 предназначен для привода вентиляторного колеса холодильной установки.
Станина двигателя 9 (рис. 120) цилиндрическая, стальная, из листовой стали. В подшипниковом щите 3 со стороны коллектора предусмотрены люки для осмотра и обслуживания коллектора 5 и щеточного устройства, коллекторные люки закрыты специальными съемными крышками 1 с жалюзи. В подшипниковом щите со стороны привода 13 предусмотрены окна для выхода охлаждающего воздуха; окна закрыты решетками 17 из перфорированного железа.
Главные полюса 10 набраны из электротехнической стали толщиной 0,5 мм и закреплены заклепками. Добавочные полюса 8 изготовлены из одной стальной отливки.
Катушки напряжения 11 выполняют из привода ПЭТВ-1 как сплошными, с расположением токовых катушек 12 под катушкой напряжения, так и разделенными на две полукатушки, с расположением токовых катушек
Рис. 118. Схема электрических соединений вспомогательного генератора.
Я - начало обмотки якоря, Я Я - конец последовательной обмотки, Щ и ШЩ - начало и конец параллельной обмотки возбуждения
Рис 119 Схема элрктрических соединений возбудителя
Я - начало обмотки якоря; Я Я - конец обмотки дополнительных полюсов, К - КК - последовательная обмотка М-ММ - обмотка ограничения тока, И-ИИ- обмотка независимого возбуждения, Р- РР - регулирующая обмотка, О-00-дифференциальная обмотка, Щ - ШШ-параллельная обмотка между ними. Катушки добавочных полюсов 6, а также токовые катушки 12 намотаны из голой меди на ребро.
В некоторых случаях катушки добавочных полюсов и токовые наматывают из провода ПСД.
Пакет железа якоря набирают из электротехнической стали толщиной 0,5 мм со скосом пазов и насаживают непосредственно на вал двигателя. Пазы железа якоря открытые, прямоугольные, обмотка якоря 15 выполнена из провода ПСД. В пазах, а также на лобовых частях обмотка удерживается бандажами 7 из стальной проволоки. Обмотки якоря и полюсов пропитываются в кремнийорганическом лаке и покрываются снаружи эмалью № 96 печной сушки.
Двигатель имеет бескапсульное исполнение подшипниковых узлов. Причем со стороны привода применяются роликоподшипники 16, а со стороны коллектора - шарикоподшипники 2.
Вентиляция двигателя аксиально-вытяжная, с центробежным вентилятором 14 на валу машины. Вентилятор 14 литой, силуминовый, с залитой в ступицу стальной втулкой для посадки на вал. Воздух засасывается через жалюзи крышек 1 подшипникового щита со стороны коллектора, проходит через машину и выбрасывается вентилятором через решетки верхнего подшипникового щита 17.
Для защиты от радиопомех служат конденсаторы 19 типа КЗ, установленные в коробке выводов 18 и подключенные к зажимам.
Траверса 4 литая, чугунная. Бракеты прессованные, из пресспорошка АГ4. Жгутики щеток присоединены к медной пластине, расположенной на бракете; щетки марки ЭГ-14. Нормальное нажатие щеток должно быть не более 200-250 Г!см2.
Электростартер ЭС-1. Предназначен для пуска дизеля; прямого действия, с электромагнитным вводом шестерни в зацепление с венцом маховика дизеля и с автоматическим (механическим) выводом шестерни из зацепления после пуска «дизеля.
Данные электростартера при питании от аккумуляторной батареи 32ТН-450 напряжением 64 в или 6СТЭН-140М емкостью 252 а-ч и напряжением 60 в (при подводящих проводах длиной не более 10 м и сечением 120 мм% по меди): мощность на валу - 30 л. с.; максимальный момент при трогании - 16 кГм; номинальное число оборотов вала - 2 500 об/мин; момент прокрутки при номинальном числе оборотов вала -8,5 кГм; при номинальной скорости вращения 2 500 об/мин и напряжении на зажимах 43 в электростартер потребляет ток не более 850 а. При этом на коллекторе допускается третий класс коммутации (степень искрения) по ГОСТ 183-66, но без подгара и разрушения щеток, направление вращения - правое со стороны привода;
исполнение -закрытое, горизонтальное, с креплением к дизелю посредством хомутов, с защитой выводов полузакрытым изоляционным кожухом.
Электростартер ЭС-1 состоит из электродвигателя постоянного тока смешанного возбуждения, механизма зацепленля и тягового электромагнита типа ТЭС-2.
При включении электростартера напряжение от аккумуляторной батареи подается на катушку тягового электро >5агнита 4 (рис. 121).
Якорь тягового электромагнита 3 втягивается внутрь катушки, преодолевая усилие возвратных пружин 2 и 14, к при этом через шток 1, втулку 10, пружины 11 и 12 и гайку 13 воздействует на хвостовик 17, имеющий на конце шестерню.
Хвостовик движется поступательно и одновременно вращается в направлении, обратном направлению его вращения при запуске дизеля.
Вращательное движение хвостовику передает через эвольвентное шлицевоe соединение гайка 13, которая при поступательном перемещении свинчивается по прямой четырехходовой винтовой резьбе вала 8 якоря электростартера. Если при этом перемещении зубья шестерни хвостовика встретятся с зубьями венца маховика дизеля (произойдет натыкание), то поступательное движение хвостовика прекратится. Гайка же будет продолжать двигаться поступательно в шлицевом соединении с хвостовиком и свинчиваться по винтовой резьбе вала, передавая хвостовику тем самым только вращательное движение (до 1111 оборота).
Рис. 121. Электростартер ЭС-1:
1- шток; 2 - возвратная пружина якоря тягового электромагнита; 3 - якорь тягового электромагнита; 4- катушка тягового электромагнита; 5 - контакты блокировочного устройства; 6- коллектор; 7 - щетки; 8 - вал; 9 - якорь электростартера; 10- втулка; 11, 12 - пружины буферные; 13 - гайка механизма зацепления; 14 - возвратная пружина механизма зацепления; 15 - крышка; 16 - гайка; 77 -хвостовик
При совпадении зубьев шестерни хвостовика с впадинами зубчатого колеса маховика сжатыми пружинами 11 я 12 я за счет дальнейшего поступательного движения механизма зацепления хвостовик выдвинется до упора на 25 + 1 мм и произойдет надежное зацепление. В процессе поступательного движения хвостовика гайка, соединенная с хвостовиком шлицевым соединением, имеет также только поступательное движение, т. е. в этот момент должен провернуться якорь электростартера 9 (за счет электромагнитных сил тягового электромагнита).
После входа шестерни хвостовика в зацепление с зубчатым колесом маховика дизеля замыкаются контакты блокировочного устройства 5 тягового электромагнита, в результате чего происходит прямое подключение электростартера к аккумуляторной батарее и шунтирование обмотки тягового электромагнита.
Передача вращения от якоря электростартера к хвостовику осуществляется через гайку, когорая соединяется с валом якоря электростартера при помощи прямой четырехходовой винтовой резьбы, а с хвостовиком-при помощи эвольвентного шлицевого соединения.
Как только произойдет запуск дизеля, обороты его возрастут, вследствие чего линейная скорость венца маховика стремится стать больше линейной скорости шестерни хвостовика, сцепленной с венцом, и вал дизеля превратится из ведомого в ведущий.
Хвостовик будет иметь теперь скорость вращения большую, чем скорость вращения якоря электростартера. Это приведет к тому, что гайка 13 начнет двигаться по винтовой резьбе вала якоря электростартера в обратном направлении, чем до запуска, и увлекать за собой хвостовик, выводя его из зацепления с венцом маховика. Электростартер автоматически выйдет из зацепления и начнет работать на холостом ходу до момента отключения его от аккумуляторной батареи.
Электрооборудование тепловоза назначение, классификация и расположение | Маневровые тепловозы ТГМ3а и ТГМ3б | Электрические схемы