Электрически схемой тепловоза называют условное изображение электрических машин, аппаратов, приборов и прочих элементов электрооборудования и соединений между ними. На исполнительной схеме тепловоза обозначены все элементы электрооборудования, включая соединительные элементы, которыми связываются провода. Исполнительной схемой пользуются при монтаже оборудования, при проверке и отыскании неисправностей и ремонте
Провода со стороны «плюс» источников питания до катушек аппаратов и электрических машин маркируются нечетными цифрами, со стороны «минус» - четными Схемы состоят из двух листов На первом из них размещается собственно исполнительная схема, на втором - спецификация с расшифровкой условных обозначений и элементы электрооборудования, а также выноски подключения основных аппаратов и электрических машин Как исключение, на некоторых схемах показаны некоторые вспомогательные цепи
За время выпуска тепловозов в схемы управления вносились непринципиальные изменения, так что схемы конкретных тепловозов могут несколько отличаться от приведенных в книге
Описание электрической схемы тепловоза ТГМЗА в одиночном исполнении. Работу электрической схемы (рис 122, см вклейку в конце книги) будем рассматривать в том порядке, в котором обычно действует бригада с момента прихода на тепловоз и во время работы на нем
Запуск дизеля Перед запуском включается рубильник акку№у-ляторной батареи, тем самым подготавляются для включения все электрические цепи Затем включается кнопка «Управление общее», переключателем «Проверка сигнальных ламп», проверяется их исправность, а также прове ряется напряжение аккумуляторных батарей. Контроллер должен находиться в положении О, а переключатель масляного насоса ПкМН - в положение «Запуск дизеля»
Включается кнопка «Электроманометры, электротермометры» При этом получают питание контрольно-измерительные приборы: плюс Б А, провод 437, рубильник РБ, провод 439, предохранитель 60а, шунт амперметра, провод 233, клемма 1112, провод 601, предохранитель 10 а, провод 603, контакты кнопки «Электроманометры, электротермометры», провод 605, плюсовая клемма 24 на панели сопротивлений приборов
Рассмотрим цепь питания электроманометра «Масло дизеля»: клемма 24 панели сопротивлений приборов, германиевый выпрямитель ВГ, сопротивление СПр1, провод 613, гнездо 3 штепсельного разъема указателя манометра, от указателя по проводам 634 и 636 к приемнику манометра, провод 632, сопротивление СПр1, минусовая клемма 1 панели сопротивлений приборов, провод 600, клеммы 2116, 2115, провод 170 X 2, рубильник РБ, провод 164, минус БА (При дальнейшем описании схемы с целью исключения повторения общих участков цепей начало описания б^дем вести от сопротивления зарядки батареи СЗБ и заканчивать на минусовых клеммах 2114, 2115, 2116, 2117, 2118, 2119, 2120, считая цепи от плюса Б А или ГВ до сопротивления СЗБ и от упомянутых минусовых клемм до минуса Б А или ГВ известными )
Аналогичны цепи питания остальных электротермометров и элекгромано-метров
Включается кнопка «Топливный насос» Получают питание электродвигатель топливного насоса ЭНТ и электрогидравлический вентиль дизеля ВД' от сопротивления СЗБ провода 445, 453 X 2, клемма 2121, провод 101, провод 371, контакты кнопки «Топливный насос», провод 373, предохрани тель 20 а, провод 375, клемма 317, провод 337, автоматический выключатель «Электродвигатель топливного насоса», провод 341, клемма 11/, провод 377, электродвигатель топливного насоса, провод 154, клемма 2120 и далее на минус.
Цепь питания вентиля ВД: от клеммы 317 провод 379, катушка электрогидравлического вентиля дизеля, провод 250, клемма РК18 клеммной рейки на стенке холодильной камеры, провод 158, клемма 2116 и далее на минус.
Топливный насос начинает подавать топливо из баков к насосу высокого давления, а вентиль ВЦ подготовляет цепь подвода масла к приводу регулятора числа оборотов дизеля. При достижении давления топлива 1,5-3 кГ1смг можно включать кнопку «Запуск дизеля». При этом получает питание электродвигатель масляного насоса ЭНМ\ от шунта амперметра провод 233, клемма 1112, провод 247, контакты контроллера, замкнутые только в положении О, провод 249, предохранитель 20а, провод 251, контакты кнопки «Запуск дизеля», провод 253, клемма 1127, провод 257, электродвигатель ЭНМ, провод 128, клемма 3120, провод 126, размыкающий (р.) контакт КБ А, провод 124, клемма 2120 и далее на минус. Начинается прокачка масла. При достижении давления масла 1,2 кГ/см2 срабатывает датчик давлений масла ДДМ, собирая своим замыкающим (з.) контактом цепь питания катушки контактора КД- от кнопки «Запуск дизеля» провод 253, клемма 1127, провод 261, перемычка между 4-м и 2-м контактами переключателя ПкМН, контакты ПкМН, замкнутые в положении «Запуск дизеля», провод 263, клемма 1126, провод 265, провод 507, контакты ДДМ, провод 509, р. контакт пускового контактора КП1, провод 511, р. контакт пускового контактора КП2, провод 513, катушка контактора КД, провод 130, клемма 3120, провод 126, р. контакт контактора КБА, провод 124, клемма 2120 и далее на минус. Контактор КД включается и своими з. контактами образует следующие цепи:
а) цепь питания катушки пускового контактора КП1: плюс БА, провод 491, рубильник запуска РЗ, провод 495 x 2, з. контакт контактора КД, провод 499, катушка контактора КП1, провод 218, з. контакт КД, провод 216, рубильник РЗ, провод 200, минус БА. Контактор КП1 срабатывает, замыкается его контакт;
б) цепь питания блокировочного магнита БМ стартера СТ и проворота стартера: плюс Б А, провод 491, рубильник РЗ, провод 495x2, з. контакт КД, провод 497x2, катушка блок-магнита, стартер СТ, провод 202, з. контакт КП1, рубильник РЗ, провод 200, минус БА.
Этим же контактом КД включается сигнальная лампа светового табло «Запуск дизеля»: от контакта КД провод 515, клемма 1113, провод 709, сигнальная лампа «Запуск дизеля», провод 736, далее через переключатель освещенности табло ПкОТ провод 706, клемму 2117 на минус (подробная схема регулирования яркости световых табло описана ниже).
Стартер начинает проворачиваться, а блок-магнит вводит шестерню стартера в зацепление с венечной шестерней дизеля;
в) четвертый контакт КД ставит катушку контактора КД на самоподпитку. Когда шестерня стартера войдет в зацепление с шестерней дизеля, включаются контакты блок-магнита, образуя цепь питания катушки пускового контактора КП2: от контакта КД провод 497x2, з. контакт блок-магнита, провод 505, катушка контактора КП2, провода 220, 218, контакт КД, провод 216, рубильник РЗ, провод 200, минус Б А.
Контактор КП2 включается, образуя своим главным з. контактом цепь питания стартера: плюс Б А, провод 491, рубильник РЗ, контакт КП2, провод 493, стартер, провод 202, контакт КП1, рубильник РЗ, провод 200, минус БА.
Одновременно блокировочный з. контакт КП2 ставит на самоподпитку катушку контактора КП2.
Стартер запускает дизель. При запуске дизеля начинает работать вспомогательный генератор, срабатывает реле обратного тока и включается контактор зарядки батарей. Р. контакт контактора зарядки батареи обрывает минусовые цепи электродвигателя масляного насоса и катушки контактора КД. Таким образом, при нормально работающем узле зарядки батареи произвести попытку запуска запущенного дизеля невозможно.
Чтобы не включился стартер, если при предыдущем запуске пригорели контакты пусковых контакторов КП1 и КП2, в цепь катушки Контактора КД введены блокировочные контакты контакторов КП1 и КП2.
Цепь зарядки аккумуляторной батареи. Для шагания электрооборудования при остановленном дизеле и для запуска дизеля на тепловозе установлена аккумуляторная батарея. До момента запуска вспомогательный генератор должен быть отключен от аккумуляторной батареи, иначе она будет замкнута «накоротко» через якорь вспомогательного генератора. После запуска дизеля аккумуляторная батарея должна быть включена на зарядку от вспомогательного генератора. Для этой цели в цепь «генератор - аккумуляторная батарея» включен контакт контактора зарядки батареи (КБА), катушка которого включается контактом реле обратного тока (РОТ).
Катушка напряжения реле обратного тока включена на напряжение вспомогательного генератора: плюс вспомогательного генератора, провод 451, предохранитель 80а, провод 449, токовая катушка РОТ, провод 447, р. контакт КБА, провод 459, сопротивление РОТ, катушка напряжения РОТ, провод 104, перемычка между катушкой и р. контактом контактора КБА, провод 124, клеммы 2120, 2115, провод 170x2, провод 166, минус вспомогательного генератора.
Дифференциальная катушка РОТ включена на разность напряжений вспомогательного генератора и аккумуляторной батареи: плюс аккумуляторной батареи, провод 437, рубильник РБ, провод 439, предохранитель 60а, шунт амперметра, провод 443, сопротивление зарядки батареи СЗБ, провода 445, 453x2, клемма 2121, провод 457, дифференциальная катушка РОТ, сопротивление РОТ, провод 459, р. контакт КБА, провод 447, токовая катушка РОТ, провод 449, предохранитель &0а, провод 451, плюс вспомогательного генератора.
Токовая катушка включена непосредственно в цепь зарядки батареи; через нее протекает зарядный ток: плюс вспомогательного генератора, провод 451, предохранитель 80а, провод 449, токовая катушка РОТ, провод 447, з. контакт КБА, провод 445, СЗБ, провод 443, шунт амперметра, предохранитель 60а, провод 439, рубильник РБ, провод 437, плюс аккумуляторной батареи.
При отсутствии тока в катушках якорь реле обратного тока прижимается пружиной к сердечнику дифференциальной- катушки; контакты реле разомкнуты.
При неработающем дизеле по дифференциальной катушке течет ток в направлении от плюса Б А к плюсу вспомогательного генератора. Магнитный поток дифференциальной катушки замыкается через сердечник токовой катушки реле. Усилие, создаваемое этим потоком, удерживает якорь притя-нугым к сердечнику дифференциальной катушки.
По мере запуска дизеля его обороты увеличиваются, увеличиваются и обороты вспомогательного генератора. Напряжение на зажимах его растет, следовательно, ток в дифференциальной катушке уменьшается; уменьшается и усилие, удерживающее якорь реле у сердечника дифференциальной катушки. Ток катушки напряжения, напротив, растет, а магнитный поток ее, совпадающий по направлению с магнитным потоком дифференциальной катушки и замыкающийся через сердечник дифференциальной катушки, создает дополнительное усилие, притягивающее якорь к сердечнику дифференциальной катушки. Несмотря на рост тока в катушке напряжения, усилие ее еще недостаточно для того, чтобы притянуть якорь к сердечнику катушки напряжения.
При равенстве напряжений вспомогательного генератора и аккумуляторной батареи ток в дифференциальной катушке становится равным нулю.
Усилие, стремящееся притянуть якорь к катушке напряжения становится большим, чем усилие, удерживающее якорь сердечника дифференциальной катушки, но реле не включается, так как якорь прижат к сердечнику дифференциальной катушки пружиной. Когда напряжение вспомогательного гене ратора становится большим напряжения аккумуляторной батареи, направление тока в дифференциальной катушке меняется на противоположное. Магнитный поток в сердечнике дифференциальной катушки уменьшается, и усилия катушки напряжения становится достаточным для того, чтобы притянуть якорь к своему сердечнику. Реле обратного тока включается, замыкая свой контакт.
Собирается цепь питания катушки контактора КБА: плюс от сопротивления СЗБ, провода 445, 453 x 2, клемма 2121, провод 101, провод 371, кнопка «Топливный насос», провод 373, предохранитель 20а, провод 375, клемма 317, провод 381, контакт РОТ, провод 383, катушка контактора КБА перемычка от катушки к р. контакту контактора КБА, провод 124, клемма 2120 и далее на минус. Контактор КБА включается, создавая своим з. контактом цепь зарядки Б А: плюс Г В, провод 451, предохранитель 80а, провод 449, токовая катушка РОТ, провод 447, з. контакт КБА, провод 445, сопротивление СЗБ, провод 443, шунт амперметра, предохранитель 60а, провод 439, рубильник РБ, провод 437, БА, провод 164, рубильник РБ, провод 166, минус ГВ.
Через токовую катушку протекает ток зарядки. Магнитный поток ее складывается с потоком катушки напряжения и помогает удерживать якорь реле притянутым к сердечнику катушки напряжения. Р. контакт КБА размыкается, и в цепь катушки напряжения вводится добавочное сопротивление, которое облегчает отключение реле при остановке дизеля.
Ток в дифференциальной катушке падает до незначительной величины, так как цепь ее шунтируется контактом КБА, и на дальнейшую работу реле она практически не влияет.
При понижении напряжения вспомогательного генератора ток в токовой катушке уменьшается, затем при равенстве напряжений Г В и А Б становится равным нулю и меняет направление на противоположное. Магнитный поток токовой катушки становится направленным против потока катушки напряжения, уменьшая ее притягивающее усилие. При этом увеличивается поток в сердечнике дифференциальной катушки, так как поток катушки напряжения замыкается теперь через сердечник дифференциальной; усилие, стремящееся притянуть якорь к сердечнику дифференциальной катушки, увеличивается. При определенном токе в токовой катушке под действием пружины и усилия, создаваемого магнитным потоком в сердечнике дифференциальной катушки, якорь притягивается к сердечнику дифференциальной катушки. Реле выключается, обрывая своим контактом цепь питания катушки КБА. 3. контакт КБА прерывает цепь зарядки Б А.
Сопротивление зарядки батареи (СЗБ) включено в цепь с целью уменьшения величины тока зарядки в момент начала работы вспомогательного генератора. После запуска батарея разряжена, и большой зарядный ток создает падение напряжения на СЗБ, что уменьшает напряжение, приложенное к аккумуляторной батарее. По мере ее зарядки ток уменьшается, уменьшается падение напряжения на СЗБ и увеличивается напряжение на батарее, тем самым улучшается режим зарядки батареи.
Зарядный и разрядный ток измеряется амперметром А, который проводами 633 и 635 подключен к шунту, включенному в цепь зарядки аккумуляторной батареи.
Цепь возбуждения вспомогательного генератора. До запуска дизеля генератор имеет независимое возбуждение от аккумуляторной батареи (питание обмотки возможно только при включенной кнопке «Топливный насос»): плюс от кнопки «Топливный насос», провод 373, предохранитель 20а, провод 465, регулировочное сопротивление регулятора напряжения РГН, провод 180, клемма 3128, провод 178, обмотка возбуждения генератора, провод 176, клемма 3129, провод 174, токовая катушка регулятора, провод 172, клемма 2115 и далее на минус.
После срабатывания контактора зарядки батареи КБА генератор работает как машина параллельного (шунтового) возбуждения.
Переключение реверс-режима гидропередачи. Переключение реверс-режима возможно только при нулевом положении контроллера и остановленном тепловозе. При нажатии на кнопку блокировки реверса КБР со стороны машиниста или помощника получает питание электропневматический вентиль блокировки реверса ВБР: плюс от шунта амперметра, провод 233, клемма 1112, провод 347, контакт контроллера, замкнутый только в нулевом положении, провод ИЗ, кнопка КЬР, провода 117, 119, клемма 319, провод 125, катушка ВБР, перемычки между вентилями, провод 118, клемма 2118 и далее на минус. Вентиль блокировки реверса открывает доступ воздуха к фиксаторам сервоцилиндров, фиксаторы поднимаются, освобождая штоки сервоцилиндров и переключая концевые выключатели КФВ и КФН, связанные со штоками фиксаторов.
3. контакты КФВ и КФН включают вентиль фиксации рукоятки ВФР и реле управления РУ: от клеммы 319 провод 129, клемма гидропередачи ГП131 контакты КФВ и КФН клемма гидропередачи ГП132, провод 131, клемма 3117, провод 145, катушка ВФР, перемычка между вентилями, провод 118, клемма 2118 и далее на минус; от клеммы 3117 провод 133, катушка РУ, перемычка на катушку реле РПрВ, провод 136, клемма 2119 и далее на минус.
Вентиль ВФР открывает доступ воздуха к цилиндру блокировка вала реверс-режима механизма управления. Вал разблокируется и его переводят во вновь выбранное положение. Р. контакт реле РУ разрывает цепь питания вентилей реверс-режима. Передача выходит в нейтральное положение. Замыкаются контакты на барабане гидропередачи КНН и КНВ, подготавливая цепь включения вентилей вновь выбранного режима.
Рассмотрим включение режима «Маневровый назад». После выхода передачи в нейтральное положение вторичный вал раскручивается воздухом гидромуфты, блокировочный клапан прекращает доступ воздуха к фиксаторам сервоцилиндров, фиксаторы опускаются, контакты КФВ и КФН концевых выключателей размыкаются, обрывая цепь питания ВФР и РУ. Р. контакт РУ включает вентиль режима «Маневровый назад» ВМН: плюс от СЗБ, провода 445, 453 x 2, клемма 2121, провод 101, предохранитель 15а, провод 103, кнопка «Управление общее», провод 107, клеммы 1129, 1130, провод 11/, контакт РУ, провод 181, контакт механизма реверс-режима, замкнутый в положении «Маневровый назад», провод 191, клемма 115, провод 193, клемма ГП139, катушка вентиля ВМН, контакты на барабане гидропередачи К-НВ, клемма ГП18, провод ПО, клемма 2118 и далее на минус. Вентиль ВМН открывает доступ воздуха к сервоцилиндру, передача переключается в режим «Маневровый назад». Фиксатор блокирует шток сервоцилиндра, а р. контакт связанного с ним конечного выключателя КФН подготавливает цепь включения гидропередачи в режим движения и создает цепь питания сигнальных ламп «маневровый назад» на пульте управления и со стороны помощника: плюс от кнопки «Управление общее», провод 107, клемма 1129, провод 279, клемма ГП127, замкнутый контакт КФН*, клемма Г1717, контакт КМН на барабане гидропередачи, включенный только в положении «Маневровый назад», клемма ГП135, провод 769, клемма 2113, провод 747, провод 749, сигнальная лампа «Маневровый назад», провод 712 и далее через переключатель освещенности табло ПкОТ по проводу 706 на .клемму 2117 и на минус. Цепь питания лампы помощника машиниста: от клеммы 2113, провод 751, сигнальная лампа «Маневровый назад», провод 740 и через ПкОТ на клемму 2117 и далее на минус.
Трогание тепловоза. Для включения гидропередачи в режим движения необходимо включить кнопку «Управление передачей» и перевести контроллер на первую позицию. При этом питание получает электрогидравлический вентиль ВС Г. плюс от кнопки «Управление общее», провод 107, клемма 1129, провод 279, клемма ГП127, контакт КФН* или КФВ*, провод 281, клемма 1118, провод 283, контакт контроллера, провод 287, контакты кнопки «Управление передачей», провод 289, р. контакт реле РПрВ, провод 293, контакты переключателя ПКА, замкнутые в положении «Автоматическое включение», провод 295, клемма 1124, провод 297, катушка вентиля ВС1, провод 132, клемма 2119 и далее на минус. При включении вентиля ВС1 наполняется маслом первый гидротрансформатор, тепловоз начинает движение.
Переключение гидроаппаратов. При увеличении скорости движения тепловоза увеличиваются обороты и напряжение датчика Д системы автоматики переключения гидроаппаратов. При скорости 13,2 км/ч на маневровом или 26,5 км/ч на поездном режиме и восьмой позиции контроллера напряжения датчика становится достаточным для «пробоя» стабилитрона в цепи катушки реле РБС1. Катушка реле РБС1 получает питание: плюс от выпрямителя после датчика Д, сопротивление С1, клемма БУ11, провод 517 клемма R11, сопротивление корректирующего реостата, клемма RI5, провод 228, клемма БУ15, стабилитрон, катушка РБС1, р. контакт реле перехода РП1, минус выпрямителя. 3. контакт реле РБС1 включает реле РП1: плюс от кнопки «Управление передачей», провод 289, р. контакт РПрВ, провод 293, контакты переключателя гидроаппаратов ПкА, провод 311, клемма БУ110, з. контакт РБС1, катушка РП1, клемма БУ18, провода 134, 140, 136, клемма 2119 и далее на минус. 3. контакт реле РП1 включает электрогидравлический вентиль ВС2: плюс от кнопки «Управление передачей», провод 289, р. контакт реле РПрВ, провод 293, контакты ПкА, провод 311, клемма БУ110, контакт РП1, клемма БУШ, провод 323, контакты ПКА, провод 303, клемма 1123, провод 305, катушка вентиля ВС2, провод 132, клемма 2119 и далее на минус. Происходит опорожнение первого гидротрансформатора и наполнение второго.
Параллельно вентилю ВС2 включается сигнальная лампа «II ГТР»: «+» от клеммы 1123, провод 737, сигнальная лампа «II ГТР», провод 736 и через переключатель ПкОТ на минус.
Р. контакт реле РП1 отключается, и теперь питание катушки реле РБС1 идет через сопротивление С6, что ограничивает ток катушки реле и стабилитрона при дальнейшем увеличении напряжения датчика Д.
При достижении скорости 26,8 км/ч на маневровом и 53-54 км/ч на по-езднсм режиме на восьмой позиции контроллера напряжение датчика Д становится достаточным для «пробоя» стабилитрона в цепи реле РБС2. Получает питание катушка реле РБС2: плюс от выпрямителя, сопротивление СЗ, клемма БУ13, клемма БУІ6, стабилитрон, катушка реле РБС2, р. контакт реле перехода РП2, минус выпрямителя.
3. контакт реле РБС2 включает реле РП2: плюс от кнопки «Управление передачей», провод 289, контакт реле РПрВ, провод 293, контакты ПкА, провод 311, клемма БУ110, контакт РБС2, катушка реле РП2, клемма БУІ8, провод 134, провода 140, 136, клемма 2119 и далее на минус.
3. контакт реле РП2 включает электрогидравлический вентиль ВСЗ: плюс от клеммы БУ110, контакт РП2, клемма БУ112, провод 313, контакты ПкА, провод 315, клемма 1122, провод 317, катушка вентиля ВСЗ, провод 132, клемма 2119 и далее на минус. Опорожняется второй гидротрансформатор и наполняется гидромуфта. Р. контакт реле РП2 включает в цепь питания катушки реле РБС2 сопротивление С7.
Параллельно вентилю ВСЗ включается сигнальная лампа «Муфта»: плюс от клеммы 1122, провод 733, сигнальная лампа «Муфта», провод 736 и далее на минус.
Обратные переключения при понижении скорости тепловоза осуществляются в противоположной последовательности. При выходе из строя автоматики переключения гидроаппаратов возможно ручное включение первого и второго гидротрансформаторов переключателем ПкА. В этом случае цепи питания гидравлических вентилей создаются контактами переключателя в зависимости от его положения: «/»- первый и «11»- второй гидротрансформатор. Цепи автоматики в этом случае отключаются тем же переключателем.
Ручное включение гидромуфты отсутствует.
Ограничение максимальной скорости теплово-з а. При достижении тепловозом скорости 32,5 км/ч на маневровом и 65 км/ч на поездном режиме напряжение датчика Д становится достаточным для «пробоя» стабилитрона в цепи реле PC. PC включается и своим з. контактом включает промежуточное реле скорости РПрС: плюс от контакта контроллера, провод 339, клемма БУ17, контакт PC, клемма БУ19, катушка реле РПрС, клемма БУ18, провода 134, 140, 136, клемма 2119 и далее на минус.
3. контакт реле РПрС включает звуково." сигнал ЗС, предупреждающий машиниста о достижении максимальной скорости: плюс от контакта контроллера, провод 339, клеммы БУ17, БУ113, контакт реле РПрС, клемма БУІ14, провод 351, сопротивление звукового сигнала СДЗ, провод 144, звуковой сигнал, провод 142, клемма 2119 и далее на минус.
Второй з. контакт реле РПрС включает катушку реле времени торможения РВТ плюс от контакта контроллера", провод 339, клемма БУ17, контакт РПрС, клемма БУ115, провода 331, 575, р. контакт РВТ, провод 585, катушка реле РВТ, провода 140, 136, клемма 2119. Р. контакт реле РВТ размыкается, и в цепь катушки реле РВТ вводится добавочное сопротивление, предохраняющее катушку от перегрева.
Если машинист не установит контроллер в положение 0 и не примет мер к торможению тепловоза, то через 15 сек включится з. контакт РВТ с выдержкой времени на замыкание и создаст цепь питания катушки реле РПрВ: от кнопки «Управление общее», провод 107, клемма 1129, провод 279, клемма 1 17127, контакт КФВ* или КФН*, клемма ГП17, провод 281, клемма 1118, провода 343, 521, контакт РВТ, провод 345, катушка реле РПрВ, провод 136, клемма 2119.
Реле РПрВ своим р. контактом между проводами 289 и 293 разрывает цепь питания злектрогидравлических вентилей ВСІ, ВС2 и ВСЗ. Гидромуфта опорожняется. 3. контакт реле РПрВ включает злектропневматический вентиль ВТ: от кнопки «Управление общее», провод 107, клемма 1129, провод 279, клемма ГП127, контакт КФВ* или КФН*, клемма ГП17, провод 281, клемма 1118, провод 343, контакт РПрВ, провод 347, клемма 119, провод 349, катушка вентиля ВТ, перемычки между вентилями, провод 118, клемма 2118. Происходит торможение тепловоза.
Второй з. контакт реле РПрВ включается параллельно контакту реле PC в цепи питания реле РПрС, но через контакты контроллера. При снижении скорости тепловоза напряжение датчика Д упадет и реле PC отключится, но реле РПрС будет включено контактами РПрВ, следовательно, будут включены и реле РВТ, РПрВ, вентиль ВТ и звуковой сигнал ЗС.
Повторное включение гидропередачи и отключение вентиля торможения и звукового сигнала станет возможным лишь после перевода контроллера в нулевое положение.
Управление холодильной установкой. Автоматическое управление включением жалюзи и вентилятора, а также включение предупредительной сигнализации осуществляется термореле ТПД-4П в зависимости от температуры воды и масла дизеля.
Термореле 1РТ работает по маслу, термореле 2РТ - по воде.
Цепь питания термореле: от кнопки «Топливный насос», провод 373, перемычка между предохранителями, предохранитель 10а, провод 389, контакты переключателя управления вентилятором и жалюзи ПкУВЖ, замкнутые з положении «Автоматическое управление», провод 391, клемма РК18.
Рассмотрим работу термореле 1РТ и цепи включения вентилятора и жалюзи.
При достижении температуры масла 70° С включаются контакты микропереключателя первого предела Ти подготавливая цепь включения реле Рх. При достижении температуры 75° С включаются контакты микропереключателя второго предела Т3. Получает питание катушка реле Рх: плюс от РК18, провод 395, разъем 1 термореле, контакт Т2, катушка реле Plt разъем 2 термореле, провод 160, клемма РК18, провод 158, клемма 2116 и далее на минус.
Реле Рх включается и замыкает свои контакты.
Первый контакт реле Рх ставит катушку реле на «самоподпитку» через контакты первого предела Тх.
Второй контакт включает злектропневматический вентиль жалюзи верхних ВЖВР: плюс от РК18, провод 395, разъем 1 термореле, контакт Рх, разъем 4 термореле, провод 413, вентиль ВЖВР, провода 162, 160, клемма РК18, провод 158, клемма 2116.
Третий контакт реле Рг включает электропневматический вентиль жалюзи масла ВЖМ. плюс от РК18, провод 395, разъем /, контакт Р1, разъем 5 термореле, провод 429, катушка вентиля ВЖМ, провода 162, 160, клемма РК18, провод 158, клемма 2116.
Открываются жалюзи масла и верхние жалюзи.
При достижении температуры 85° С включаются контакты микропереключателя третьего предела Т3, создавая цепь питания катушки реле Ра-Один з. контакт ставит катушку реле Р2 на «самоподпитку» через контакты первого предела Тъ а другой включает реле включения обмоток возбуждения генератора ГХ и двигателя вентилятора ЭВ РГХ: плюс от РК18, провод 395, разъем 7, контакт реле Р2, разъем 8, провод 405, клемма РК18, провод 407, клемма 2127, провод 403, катушка реле РГХ, перемычка на р. контакт контактора зарядки батареи КБ А в цепи запуска, провод 124, клемма 2120 и далее на минус.
3. контакты реле РГХ включают обмотки возбуждения генератора ГХ и электродвигателя ЭВ: плюс от сопротивления зарядки батареи, провода 445, 453X2, клеммы 2121, 2122, провод 467, два последовательно включенных контакта РГХ, провод 477 и далее:
а) провод 483, клемма 2110, провод 485, обмотка возбуждения электродвигателя, провод 184, минусовая клемма РК18;
б) через сопротивление СВШ, провод 479, клемма 218, провод 481, параллельная обмотка возбуждения генератора, провод 182, минусовая клемма РК18 (параллельная обмотка генератора включена как независимая);
в) через сопротивление СВШ, часть сопротивления СВН, провод 245, контакты контроллера, замкнутые от нулевой по четвертую позиции, провод 473, клемма 219, провод 475, независимая обмотка возбуждения генератора, провод 182, клемма PK18-н далее на минус.
Для ограничения пускового тока в системе «генератор - двигатель вентилятора» используется дифференциальная обмотка генератора. Она включена таким образом, что ее магнитный поток направлен против магнитного потока независимой и параллельной обмоток. В момент включения напряжение генератора мало ввиду большого падения напряжения в обмотке якоря генератора (так как вал электродвигателя не вращается и его противоэлектро-движущая сила отсутствует). В этот момент ток дифференциальной обмотки максимальный, и уменьшение общего магнитного потока обмоток возбуждения генератора ограничивает пусковой ток. По мере расткрутки якоря электродвигателя увеличивается его противоэлектродвижущая сила, напряжение генератора увеличивается и становится достаточным для срабатывания контактора шунтировки дифференциальной обмотки генератора КШГ. Цепь питания катушки КШГ: плюс генератора, провод 563, катушка КШГ, сопротивление СД5, предохранитель 160а, провод 786, минус генератора.
3. контакты контактора КШГ шунтируют дифференциальную обмотку генератора, выключая ее из работы. Цепь «генератор - двигатель»: плюс генератора, провод 563, контакты КШГ, провод 565, провод 487, элктродви-гатель ЭВ, провод 188, предохранитель 160а, провод 186.
С пятой позиции размыкаются контакты контроллера между проводами 245 и 473, тем самым в цепь независимой обмотки возбуждения вводится дополнительное сопротивление. Это сделано с целью ограничения напряжения генератора, которое растет с ростом оборотов дизеля.
О включении вентилятора машинисту сигнализирует лампа «Вентилятор холодильника», включаемая блокировочным замыкающим контактом контактора КШГ: плюс от кнопки «Управление общее», провод 707, клеммы 1129, 1128, провод 727 перемычки на переключателе проверки сигнальных ламп ПкСЛ, провод 701, клемма 2128, провод 489, контакт КШГ, провод 190, клемма 2126, провода 703, 705, лампа «Вентилятор холодильника», провод 70° ч далее через переключатель регулировки освещенности табло ПкОТ на минус.
При достижении температуры 95° С включаются контакты микропереключателя четвертого предела Г4, получает питание лампа «Превышение температуры»: плюс от Р/С15, провод 395, разъем 10термореле, контакт Г4, разъем 9 термореле, провод 433, клемма РК18, провод. 435, клемма 3121, провод 715, лампа «Превышение температуры», провод 738 и далее через переключатель ПкОТ на минус.
При понижении температуры отключается лампа «Превышение температуры»; вентилятор и жалюзи отключатся только при понижении температуры ниже 70° С, так как реле Рг и Р2 при отключении контактов микропереключателей третьего и второго пределов остаются включенными через собственные контакты Р, и Р3.
Схема включения термореле 2РТ, работающего на воде, аналогична, за исключением того, что контакты реле Рг включают не вентиль жалюзи масла, а вентиль жалюзи воды.
В случае отказа в работе автоматики включение вентилятора и жалюзи производят кнопками с пульта управления, при этом переключатель ПкУВЖ ставят в положение «Ручное управление».
Включение вентилей жалюзи и реле РГХ происходит по следующим цепям: плюс от предохранителя 10а, провод 397, кнопки включения жалюзи и вентилятора и далее:
а) включение жалюзи воды: от кнопки «Жалюзи воды» провод 417, клемма 7 переключателя ПкУВЖ, провод 419, клемма рейки РК18, провода 569, 421, катушка вентиля жалюзи воды ВЖВ;
б) включение жалюзи масла: от кнопки «Жалюзи масла» провод 425, клемма 5 переключателя ПкУВЖ, провод 427, клемма рейки РК18, провода 571, 429, вентиль ВЖМ;
в) включение жалюзи верхних: от кнопки «Жалюзи верхние» провод 409, клемма 3 переключателя ПкУВЖ, провод 411, клемма рейки РК18, провода 573, 413, вентиль ВЖВр;
г) включение реле РГХ: от кнопки «Вентилятор холодильника», провод 401, клемма 2127, провод 403, катушка реле РГХ.
Дальнейшее включение цепей вентилятора описано выше.
Управление оборотами дизеля. Управление оборотами дизеля осуществляется восьмипозиционным Прибором, описанным выше, которым в свою очередь управляют электропневматические вентили режима дизеля ВРД1, ВРД2, ВРДЗ.
Цепь питания катушек вентилей: плюс от кнопки «Управление общее», провод 567, контакты контроллера и далее по проводам 547, 549 к катушке вентиля ВРД1; по проводам 551, 553 к ВРД2; по проводам 555, 557 к ВРДЗ и далее провод 252, перемычки между вентилями, провод 118, клемма 2118.
Вентиль ВРД1 включен на 2, 4, 6, 8-й позициях контроллера, ВРД2 - на 3, 4, 7, 8-й, ВРДЗ - на 5, 6, 7, 8-й.
Цепи котла обогрева: плюс от шунта амперметра, провод 233, клемма 1112, провод 235 и далее:
а) кнопка электродвигателя котла, предохранитель 15а, провод 237, электродвигатель котла обогрева, провод 120, клемма 2120;
б) кнопка свечи, предохранитель 15а, провод 239, свеча, провода 122, 120, клемма 2120.
Цепь прожектора. Ввиду большой потребляемой мощности лампами (500 вш, 10а) питание прожектора осуществляется только от генератора: плюс генератора ГВ, провод 451, предохранитель 80а, провод 449, токовая катушка РОТ, провод 893, предохранитель 20а, провод 895, кнопка «Прожектор тусклый», провод 897, сопротивление прожектора СП, провод 892 и далее:
а) для направления движения «вперед»: контакты механизма реверс-режима, замкнутые в положении «Маневровый вперед» или «Поездной вперед», провод 900, клемма 3112, провод 898, лампа переднего прожектора, провод 894, клемма 2117;
б) для направления движения «назад»: контакты механизма реверс-режима, замкнутые в положении «Маневровый назад» или «Поездной назад» провод 890, клемма 318, провод 884, лампа заднего прожектора, провод 882, клемма 2119.
При включении кнопки «Прожектор яркий» часть сопротивления СП шунтируется контактами кнопки через провод 901; ток и яркость лампы увеличиваются.
Цепи освещения и наружной световой сигнализации. Лампы освещения аппаратного шкафа ЛВЩ, кабины ЛК, аккумуляторного ЛА и резервуарного ЛР помещений, холодильной камеры ЛХ, дизельного помещения ЛД и буферных фонарей подключены с верхних клемм рубильника. Лампы кабины и аппаратного шкафа включаются пакетным выключателем ВкП, а лампы буферных фонарей и остальных цепей освещения- автоматическими выключателями АВ2.
Рассмотрим для примера цепь включения ламп освещения кабины и аппаратного шкафа: плюс аккумуляторной батареи, провод 437, провод 927, разъем розетки освещения, провода 843, 903, предохранитель 6а, провод 833, пакетный выключатель ВкП, провод 837, клемма 112, далее на лампы кабины и аппаратного шкафа, затем клеммы 2123 и 2124, провод 838, разъем розетки освещения, провод 922, провод 164, минус Б А.
Аналогично включение остальных ламп. Параллельно лампам освещения дизельного помещения и холодильной камеры включены розетки для переносных ламп РзШ.
Лампы освещения скоростемера ЛСМ, зеленого освещения кабины ЛЗ, подкузовного освещения ЛПК и освещения контрольно-измерительных приборов ЛИП включены с нижних клемм рубильника и получают питание только при включенном рубильнике.
Цепь питания ламп подкузовного освещения: плюс от СЗБ, провода 445, 453 X 2, клемма 2121, провод 101, перемычки между предохранителями, провод 835, автоматический выключатель подкузовного освещения, провод 813, клемма 213 и далее на лампы и по проводам 816 и 808 на клемму 2114. Параллельно лампам подкузовного освещения включены розетки для переносных ламп РзШ. Остальные цепи аналогичны.
В цепь лампы зеленого освещения кабины включено сопротивление СЗС для снижения тока лампы.
Регулирование яркости ламп световых табло. Регулирование яркости сигнальных ламп осуществляется переключателем освещенности табло ПкОТ путем ступенчатого ввода в цепь ламп добавочных сопротивлений.
Переключатель имеет три положения: Дх, Д2 и Н. Если переключатель установлен в положение Н, то контакты его разомкнуты и в цепь лампы.введено полностью все сопротивление; ток через лампу и яркость ее минимальные. В положении Дг часть сопротивления шунтируется контактами переключателя, ток и яркость лампы увеличиваются. В положении переключателя Да контакты шунтируют все сопротивление, ток и яркость лампы максимальные.
Прочие электрические цепи. Цепь электропневматического вентиля свистка малой громкости: плюс от кнопки «Управление общее»,провод 107, клеммы 1129, 1130, провод 163, кнопка свистка со стороны помощника КСП, провод 165, клемма 3116 (со стороны машиниста - провод 167, кнопка КСМ, провод 169, клемма 3116), провод 171, катушка вентиля ВС, перемычки между вентилями, провод 118, клемма 2118.
Цепи включения вентилей песочниц: от кнопки «Управление общее», провод 107, клемма 1129, провод 219, контакты педали песочниц ПП, провод 221 и далее:
а) для вентиля передних песочниц: контакты реверс-режима механизма управления, замкнутые в положении «Маневровый вперед» или «Поездной вперед», провод 229, клемма 3111, провод 231, вентиль передних песочниц ВП1, перемычка между вентилями, провод 118, клемма 2118;
б) для вентиля задних песочниц: контакты реверс-режима механизма уп-разления, замкнутые в положении «Маневровый назад» или «Поездной назад» провод 225, клемма 3110, провод 227, вентиль задних песочниц ВП2, провод 118, клемма 2118.
Цепь питания электронагревателей спускных кранов главных резервуаров: плюс генератора ГВ, провод 451, предохранитель 80а, провод 449, токовая катушка РОТ, провода 893, 531, автоматический выключатель электронагревателей АВЛ, провод 533, клемма 211, провод 559, электронагреватели ЭНЛ и ЭНП, провод 240, клемма 2117.
Цепь включения электродвигателей вентиляторов кабины машиниста: плюс от СЗБ, провода 445, 453 x 2, клемма 2121, провод 101, перемычка между предохранителями, предохранитель 10а, провод 365 и далее:
а) для левого вентилятора: сопротивление вентилятора СВ, провод 367, клемма стойки вентилятора, тумблер Т, установленный на стойке, клемма стойки, электродвигатель вентилятора 1ЭВ, клемма стойки, провод 152, клемма 2117;
б) для правого вентилятора: сопротивление вентилятора СВ, провод 369, клемма стойки вентилятора, тумблер Т, установленный на стойке, клемма стойки, электродвигатель вентилятора 2ЭВ, клемма стойки, провод 246, клемма 2118.
Цепь питания преобразователя радиостанции: плюс от СЗБ, провода 445, 453x2, клемма 2121, провод 101, перемычки между предохранителями, провод 355, автоматический выключатель «Преобразователь радиостанции» АВЪ провод 357, клемма 212, провод 359, преобразователь П, провод 148, клемма 2116.
Цепь питания электродвигателя калорифера кабины машиниста: от СЗБ, провода 445, 453X2, клемма 2121, провод 101, перемычки между предохранителями, предохранитель 10а, провод 361, кнопка «Калорифер», провод 363, электродвигатель калорифера, провод 150, клеммы рейки пульта РК112, провод 800, клемма 2114 и далее на минус.
Для учета работы дизеля в часах устанавливается счетчик моточасов, который включается от вспомогательного генератора (поскольку привод генератора осуществляется от дизеля, время его работы и работы дизеля одинаковы). Цепь питания счетчика моточасов: плюс генератора Г В, провод 451, предохранитель 80а, провод 449, токовая катушка РОТ, провод 447, провод 591, клемма 21 панели сопротивления приборов и далее:
а) цепь включения счетчика: сопротивление R2, клемма 22 панели сопротивлений приборов, провод 593, обмотка счетчика, провод 656 на переключатель вольтомметра Г1КУ Q, провод .255, клемма 2114;
б) цепь подзавода: сопротивление R1, клемма 20 панели сопротивлений приборов, провод 589, обмотка катушки подзавода, провод 656, провод 258, клемма 2114.
Для осуществления зарядки батареи от постороннего источника постоянного тока служит розетка зарядки батареи РзБ. Цепь зарядки батареи от постороннего источника: плюс источника, разъем розетки РзБ, провод 455X2, клеммы 2122, 2121, провода 453x2, 445, сопротивление СЗБ, провод 443, шунт амперметра, предохранитель 60а, провод 439, рубильник РБ, провод 437, аккумуляторная батарея, провод 164, рубильник РБ, провод 170x2, клеммы 2115, 2116, 2114, провод 808 x 2, минусовая клемма рейки подкузов-ного освещения РКП, провод 168x2, разъем розетки РзБ, минус постороннего источника.
Особенности электрической схемы тепловозов ТГМЗА, оборудованных для работы по системе двух единиц. При работе тепловозов ТГМЗА по системе двух единиц (рис. 123, см. вклейку в конце книги) управление ведется только с одного тепловоза, который в дальнейшем мы будем называть ведущей секцией; второй тепловоз - ведомой секцией. Возможность управления только с ведущей секции обеспечивается переключателем управления ПкУ: на ведущей секции он устанавливается в положение «Включено», на ведомой - «Отключено». Переключатель автоматики ПКА на ведомой секции должен быть установлен в положение 0. В случае необходимости возможна
работа тепловозов, оборудованных для работы по системе двух единиц, поодиночке. Это обеспечивается переключателем работы секций ПкРС: при работе по системе двух единиц он устанавливается в положение «Пс» на обеих секциях, при работе одиночного тепловоза - в положение «1с».
Для обеспечения контроля за работой силовых установок обеих секций служит переключатель приборов ПкП, с помощью которого на указатели контрольно-измерительных приборов ведущей секции подключаются датчики либо ведомой секции (в положении переключателя ПкП-«Ис»), либо ведущей (в положении переключателя ПкП «Ic»). Таким образом контролируются давление смазки гидропередачи, давление топлива дизеля, температура воды и обороты дизеля.
Температура масла дизеля, масла гидропередачи, давление масла дизеля и масла гидропередачи после питательного насоса контролируются только со своей секции.
Связь управления между двумя секциями обеспечивается межтепловозными соединениями (таблица соединений проводов между штепселями показана на втором листе схемы). Минусовые клеммы обеих секций постоянно связаны через межтепловозное соединение проводами 66 (с клеммы 2118).
Запуск дизелей. Запуск дизелей обеих секций осуществляется из кабины ведущей секции. Сначала запускают ведомую секцию. При включении кнопки «Топливный насос Пс» получает питание электродвигатель топливного насоса ведомой секции: плюс от сопротивления зарядки батареи СЗБ, провода 445, 453 x 2, клеммы 2121 и 2122, провод 101, клемма панели предохранителей, провод 371, кнопка «Топливный насос Пс», провод 355, предохранитель 20а, провод 357, клемма 315, провод 16 к розетке межтепловозного соединения; через межтепловозное соединение к розетке ведомой секции и на ведомой секции по проводу 15, клеммы 316, 317, провод 337, автоматический выключатель ABit провод 341, клемма 111, провод 377, электродвигатель топливного насоса ЭНТ, провод 154, клемма 2120 и далее на минус. Одновременно получает питание и вентиль дизеля ВД.
При нажатии на кнопку «Запуск 11с» получает питание электродвигатель масляного насоса ведомой секции: от шунта амперметра по проводу 233, клемма 1112, провод 247, контакты механизма управления, замкнутые в положении 0, провод 249, предохранитель 20а, провода 251, 267, кнопка «Запуск Пс», провод 269, контакты переключателя приборов, замкнутые в положении II с (контакты переключателя приборов включены в цепь запуска для того, чтобы не допустить запуск дизеля с отключенными приборами той секции, которая запускается), провод 6 к розетке межтепловозного соединения, по межтепловозному соединению - на ведомую секцию. Провод 5 от розетки межтепловозного соединения, клемма 1127, провод 257, электродвигатель масляного насоса, провод 128, клемма 3120, провод 126, р. контакт контактора зарядки батареи КБ А, провод 124, клемма 2119 и далее на минус.
После достижения давления масла 1,2 кГ/см2 включается датчик давления масла ДДМ2, и дальнейший процесс запуска осуществляется так же, как на тепловозах одиночного исполнения. После включения контактора КД получает питание сигнальная лампа «Запуск Пс» на ведущей секции от контактов контактора КД ведомой секции, провод 515, клемма 1113 (далее см второй лист схемы), провод 34, межтепловозное соединение, провод 35 ведущей секции, клемма 1114, провод 711, лампа «Запуск Пс», перемычки на сигнальных лампах, провод 736, и через ПкОТ на минус.
Затем производится запуск дизеля ведущей секции. При включении кнопки «Топливный насос 1с» получает питание электродвигатель топливного насоса ведущей секции: от СЗБ, провода 445, 453 x 2, клеммы 2121, 2122, провод 101, клемма панели предохранителей, провод 371, кнопка «Топливный насос 1с», провод 373, предохранитель 20а, провод 375, клеммы 316, 317, провод 337, автоматический выключатель Ае2, провод 341, клемма 111, провод 377, электродвигатель топливного насоса, провод 154, клемма 2120 и далее на минус.
При нажатии на кнопку «Запуск 1с» получает питание электродвигатель масляного насоса ведущей секции: плюс от шунта амперметра, провод 233, клемма 1112, провод 247, контакты механизма управления, замкнутые в положении 0, провод 249, предохранитель 20а, провод 251, кнопка «Запуск 1с», провод 253, контакты переключателя приборов ПкП, замкнутые в положении «1с», провод 255, клемма 1127, провод 257, электродвигатель масляного насоса, провод 128, клемма 3120, провод 126, р. контакты КБ А, провод 124, клемма 2119 и далее на минус. Дальнейшая работа схемы аналогична работе схемы одиночного тепловоза.
Переключение ревер с-р ежима. При нажатии на кнопку блокировки реверса КБР получают питание электропневматические вентили блокировки реверса ВБР на обеих секциях.
На ведущей: плюс от шунта амперметра по проводу 233, клемма 1112, провод 247, контакты механизма управления, замкнутые в положении О, провод 543, контакты переключателя управления ПкУ, замкнутые в положении «Включено», провод ИЗ, контакты кнопки блокировки реверса КБР» провода 117,119, клемма 319, провод 121, р. контакты кнопки блокировки фиксаторов КБФ (о назначении кнопки КБФ будет сказано ниже), провод 123, клемма 118, провод 125, вентиль блокировки реверса ВБР, перемычки между вентилями, провод 118, клемма 2113 и далее на минус.
На ведомой секции вентиль блокировки реверса включается с ведущей по следующей цепи: от кнопки блокировки реверса КБР, провод 119, клемма 319, провод 121, перемычка на кнопке КБФ, провод 525, контакты переключателя работы секций ПкРС, замкнутые в положении «11с», провод 18 на розетку межтепловозного соединения и далее по межтепловозному соединению на ведомую секцию, провод 18 на ведомой секции, контакты переключателя ПкРС ведомой секции, провод 525, перемычка на кнопке КБФ, р. контакт кнопки КБФ, провод 123, клемма 118, провод 125, вентиль блокировки реверса ведомой секции ВБР" и далее на минус.
Вентили блокировки реверса открывают доступ воздуха к фиксаторам, сервоцидиндров, фиксаторы освободят штоки сервоцилиндров. Связанные с фиксаторами концевые выключатели своими з. контактами КФВ** и КФН** создадут цепи питания реле РУ1 на обеих секциях.
На ведущей: плюс от кнопки КБР, провод 119, клемма 319, провод 129, разъем гидропередачи 711, контакты концевых выключателей КФВ** и КФН* *, разъем гидропередачи 411, провод 131, клемма 3117, провод 133, реле РУ1, перемычка между реле, провод 136, клемма 2119 и далее на минус.
На ведомой секции: от кнопки КБР ведущей секции провод 119, клемма 319, провод 121, перемычка на кнопке КБФ, провод 525, контакты переключателя ПкРС, прсвод 18, межтепловозное соединение, провод 18 ведомой секции, контакты переключателя ПкРС, провод 525, перемычка на кнопке КБФ, провод 121, клемма 319, провод 129, разъем 711, контакты концевых выключателей КФВ** и КФН**, разъем 411, провод 131, клемма 3117, провод 133, катушка реле РУ1 и далее на минус.
Р. контакты концевых выключателей КФВ* и КФН* обрывают цепь питания реле движения РД, которое, обесточиваясь, разрывает своими контактами цепи движения, тем самым предотвращая случайное наполнение гидроаппаратов в момент реверсирования. Включается реле РУ1 обеих, секций. 3. контакты реле РУ1 собирают цепь питания вентиля фиксации рукоятки ВФР ведущей секции: от кнопки КБР провод 119, клемма 319, провод 121, перемычка на кнопке КБФ, провода 525, 135, контакты переключателя управления ПкУ, замкнутые в положении «Включено», провод 137, контакты- РУ1, провода 139, 19 на розетку межтепловозного соединения и далее на ведомой секции провод 19, провод 139, з. контакты РУ1, провод 137, контакты переключателя управления, замкнутые в положении «Отключено», перемычка между контактами ПкУ, провода 141, 20 на розетку межтепловозного соединения и далее на ведущей секции провод 20, провод 141,' контакты переключателя управления, замкнутые в положении «Включено», провод 143, клемма 3119, провод 145, вентиль ВФР, перемычка между вентилями, провод 118 и далее на минус.
Вторая пара контактов реле РУТ ведущей и ведомой секций собирает цепь питания реле РУ2 ведущей и ведомой секций: плюс от кнопки КБР, провод 119, клемма 319, провод 121, перемычка на кнопке КБФ, провода 525, 135, перемычка на переключателе управления, контакты переключателя управления, замкнутые в положение «Включено», провод 149, контакт РУ1, провод 151, провод 21 на розетку межтепловозного соединения, по межтепловозному соединению на провод 21 ведомой секции, провод 151, з. контакт реле РУ1, провод 149, контакты переключателя ПКУ, замкнутые в положение «Отключено», провода 159, 155, 157, катушка РУ2 ведомой секции и далее на минус. По проводу межтепловозного соединения 22 включается катушка реле РУ12 ведущей секции.
Таким образом, включение вентиля фиксации рукоятки ВФР и реле РУ2 возможно только при включении реле РУ1 на обеих секциях, т. е. в том случае, если фиксаторы обеих гидропередач выйдут из пазов штоков сервоцилиндров (передача «расфиксируется»). Это обеспечивает возможность перевода рукоятки реверса только при расфиксированных передачах ведущей и ведомой секций.
Р. контакты реле РУ 1 и РУ2 в минусовой цепи вентилей реверс-режима обесточат ранее включенные электропневматические вентили механизмов реверса режима и гидропередачи выйдут в нейтральное положение. Р. контакты реле РУ2 обеспечивают одновременный вывод обеих передач в нейтральное положение. (Если на одной из гидропередач фиксаторы выйдут из пазов штоков сервоцилиндров раньше, чем на другой, р. контакт РУ1 разорвет минусовую цепь вентилей реверс-режима, но они будут продолжать питаться через р. кон^ такт реле РУ2, который оборвет цепь питания вентилей только тогда, когда фиксаторы и второй передачи выйдут из пазов штоков сервоцилиндров, включив концевыми выключателями свое реле РУ1, а реле РУ2 включится через контакты РУ1 обеих гидропередач.)
После включения реле РУ2 становится на самоподпитку через собственные контакты: плюс от КБР, провод 119 клемма 319, провод 161, контакт РУ2, катушка РУ2 и далее на минус.
При переводе рукоятки реверса на механизме управления подготавливается цепь включения вентиля реверс-режима вновь выбранного направления движения.
Дальнейшее включение реверс-режима каждой гидропередачи происходит независимо друг от друга, по мере раскрутки турбинного колеса гидромуфты воздухом. Срабатывают блокировочные клапаны передач, прекращая доступ воздуха к фиксаторам, фиксаторы опускаются на штоки сервоцилиндров, а связанные с ними концевые выключатели разорвут цепи питания реле РУ1, которые своими контактами соберут цепи питания вентилей выбранного реверс-режима.
Рассмотрим включение реверс-режима «Маневровый вперед». При включении р. контакта РУ1 получает питание вентиль режима «Маневровый вперед» ВМВ на ведущей секции: плюс от кнопки «Управление общее», провод
107, клеммы 1129, 1130, провод 111, контакты переключателя управления ПкУ, замкнутые в положении «Включено», провод 181, контакты на валу реверса механизма управления, замкнутые в положении «Маневровый вперед», провод 183, клемма V6, провод 185, разъем гидропередачи 1211, вентиль ВМВ, контакты на барабане гидропередачи КНН, замкнутые в нейтральном положении противоположной муфты реверса, разъем 811, провод ПО, клемма 3115, провод
108, контакт РУ1, перемычка на катушку реле РУ1, перемычка между реле, провод 136, клемма 2119 и далее на минус.
На ведомой секции получает питание вентиль режима «Маневровый назад» ВМН: плюс с ведущей секции от клеммы 116, провод 187, контакты переключателя работы секций ПкРС, замкнутые в положении-«11с», провод 4 на розетку межтепловозного соединения, по межтепловозному соединению на ведомую секцию, провод 3 от розетки межтепловозного соединения ведомой секции, контакты переключателя ПкРС, провод 195, клемма 115, провод 193, разъем 211, вентиль ВМН, контакты барабана гидропередачи КНВ, разъем 811, провод ПО, клемма 3115, провод 108 и далее через контакты реле РУ1 на минус.
Гидропередачи переключаются и фиксируются фиксаторами. Контакты барабана гидропередачи и концевых выключателей фиксаторов включают реле движения РД на обеих секциях. На ведущей: плюс от кнопки «Управление общее», провод 107, клеммы 1129, 1130, провод 111, контакты переключателя управления ПкУ, провод 181, контакты вала реверса механизма управления, провод 183, клемма 116, провод 185, разъем 911, контакты КМВ барабана гидропередачи, контакты КФВ* концевого выключателя фиксатора, разъем гидропередачи 1111, провод 215, клеммы 3114, провод 217, катушка реле РД, провод 254, перемычки между реле, провод 136, клемма 2119 и далее на минус.
На ведомой секции: от клеммы 116 ведущей секции, провод 187, контакты переключателя ПкРС, провод 4, по межтепловозному соединению на провод 3 ведомой секции, контакты переключателя ПкРС ведомой секции, провод 195, клемма 115, провод 193, разъем гидропередачи 511, контакты барабана гидропередачи КМН, контакты концевого выключателя фиксаторов КФН*, разъем 1111, провод 215, клемма 3114, провод 217, катушка реле РД и далее на минус
Через последовательно соединенные контакты реле движения РД обеих секций включаются сигнальные лампы «Маневровый вперед»/, плюс от кнопки «Управление общее», провод 107, клеммы 1129, 1130, провод 111, перемычка на переключателе управления, контакты переключателя управления, замкнутые в положении «Включено», провод 273, з. контакт реле движения РД, провод 275, клемма 1118, провод 17 на межтепловозное соединение, по межтепловозному соединению на ведомую секцию, провод 17 ведомой секции, клемма 1118, провод 17 на межтепловозное соединение, по межтепловозному соединению на ведомую секцию, провод 17 ведомой секции, клемма 1118, провод 275, контакт реле движения, провод 273, перемычка на ПкУ, контакты ПкУ, замкнутые в положении «Отключено», провода 281, 279, контакты переключателя автоматики гидропередачи, замкнутые в положении 0, провод 153, клемма 1117, провод 64 на розетку межтепловозного соединения.
По межтепловозному соединению на ведущую секцию, на ведущей секции по проводу 65, клемма 1111 (далее см. второй лист схемы), провод 739, контакты вала реверса механизма управления и далее на лампу машиниста: провод 741, провод 743, сигнальная лампа «Маневровый вперед» со стороны машиниста, перемычка между лампами, провод 742 и через ПКОТ на минус; со стороны помощника: провод 745, лампа «Маневровый вперед», провод 754 и далее на минус.
Аналогичны цепи включения электропневматических вентилей и сигнальных ламп других режимов работы гидропередачи
Цепи движения тепловоза. При включении кнопки «Управление гидропередачей» и переводе вала контроллера механизма управления в первое положение получают питание электрогидравлические вентили ВС1 обеих гидропередач.
На ведущей секции: плюс от кнопки «Управление общее», провод 107, клеммы 1129, ИЗО, провод 111, перемычка на переключателе управления, контакты переключателя управления, провод 273, контакты РД, провод 275, клемма 1118, провод 17, межтепловозное соединение, провод 17 ведомой секции, клемма 1118, провод 275, контакт РД, провод 273, перемычка на ПкУ, контакты ПкУ, провод 281, провод 279, контакты переключателя ПкА, провод 153, клемма 1117, провод 64, по межтепловозному соединению на провод 65 ведущей секции, клемма 1111, провод 523, контакт контроллера, провод 287, контакты кнопки «Управление передачей», провод 289, контакты реле РПрВ, провод 293, контакты переключателя ПкА, провод 295, клемма 1124, провод 297, катушка электрогидравлического вентиля ВС1, провод 132, клемма 2119 v далее на минус.
На ведомой секции: от клеммы 1124, провод 299, контакты переключателя ПкРС, по проводу 24 на межтепловОзное соединение, провод 24 ведомой секции, контакты переключателя ПкРС, провод 299, клемма 1124, провод 297, катушка электрогидравлического вентиля ВСІ, провод 132, клемма 2179 и далее на минус. Параллельно электрогидравлическим вентилям ВС2 и ВСЗ ведущей секции включаются через межтепловозные соединения 25 и 26 вентили ВС2 и ВСЗ ведомой секции. Переключение ступеней гидропередачи происходит от блока управления ведущей секции. На ведомой секции блок управления работает так же, но плюс на гидравлические вентили разорван контактами переключателя управления ПкУ между проводами 777 и 273.
Чтобы исключить возможность вращения вала дизеля от колес тепловоза при работе на гидромуфте, в случае останова одного из дизелей, в цепь питания электрогидравлического вентиля ВСЗ включены з. контакты реле сигнализации РСГ. Катушка реле РСГ включена по следующей цепи от кнопки «Управление общее», провод 107, клемма 1129, провод 173, кнопка предельных оборотов КПО, провод 775, датчик давления топлива ДДТ, датчик давления масла ДДМ1, провод 777, клемма 7125, провод 179, катушка реле РСГ, перемычки между реле, провод 736, клемма 2179 и далее на минус.
При работающем дизеле контакты кнопки предельных оборотов, связанной с автоматом предельного числа оборотов дизеля, датчиков давления топлива ДДТ и масла ДДМ1, замкнуты, реле РСГ включено и его контакт связывает провода 529 и 315 в цепи ветиля ВСЗ.
В случае остановки дизеля из-за понижения давления топлива, масла или срабатывания автомата предельных оборотов цепь питания катушки реле РСГ разорвется и его з. контакт обесточит вентиль ВСЗ, тем самым отключив гидромуфту. При остановке дизеля ведомой секции через р. контакт РСГ на ведущей секции включится сигнальная лампа «Дизель Пс не работает».
Цепь питания сигнальной лампы «Дизель Пс не работает»: на ведомой секции после кнопки «Управление общее», провод 107, клемма 1129 (далее см. второй лист схемы), клемма 1128, провод 727, контакт реле РСГ, провод 729, клемма 717, провод 72 межтепловозного соединения, по межтепловозному соединению на провод 77 ведущей секции, провод 723, сигнальная лампа, провод 756 и через ПкОТ на минус.
В качестве реле РСГ использовано реле времени с выдержкой времени при отключении катушки с целью избежания случайных кратковременных отключений гидромуфты и включений сигнальной лампы.
Цепи приборов. Как уже отмечалось в разделе «Запуск дизелей», часть приборов включена через переключатель приборов ПкП таким образом, чтобы можно было осуществлять выборочный контроль параметров силовых установок либо ведущей, либо ведомой секций. Рассмотрим включение электроманометра, контролирующего давление смазки гидропередачи.
Для контроля параметров ведомой секции переключатель приборов устанавливают в положение «Пс». В этом случае к указателю манометра на ведущей секции подключается датчик манометра ведомой секции: плюс от шунта амперметра по проводу 233, клемма 7172, провод 607, предохранитель 70а, провод 603, кнопка «Приборы», провод 605, германиевый вентиль ВГ, сопротивление СПр1, провод 607, указатель электроманометра ЭМ1. Указатель и датчик связаны следующим образом: провод 606, перемычка на переключателе ПкП, контакты переключателя, замкнутые в положение «Пс», провод 38, межтепловозное соединение, провод 39 ведомой секции, провод 604, датчик манометра й вторая цепь: провод 610 от указателя ведущей секции, перемычка на переключателе ПкП, контакты переключателя, провод 41, межтепловозное соединение, провод 40 на ведомой секции, провод 608, датчик манометра ведомой секции. От датчика манометра по проводу 602, сопротивлению СПр1, перемычке между сопротивлениями, проводу 600, клемме 2113 на минус.
При переключении ПкП в положение /«1с» цепи межтепловозных соединений разрываются, а указатель манометра соединяется с датчиком своей (ведущей) секции.
Цепи управления холодильной установкой Автоматическое регулирование температуры осуществляется на каждой секции индивидуально. В случае выхода из строя автоматики возможно ручное управление жалюзями и вентиляторами обеих секций, при этом жалюзи включаются одновременно на обеих секциях. В этом случае необходимо переключатели управления вентилятором и жалюзи установить в положение «Ручное управление».
Цепь ручного включения жалюзи масла: плюс от кнопки «Топливный насос 1», провод 373, перемычка между предохранителями, предохранитель 10а, провод 397, перемычки на кнопках, кнопка «Жалюзи масла», провод 425, контакты переключателя управления вентилятором и жалюзи ПкУВЖ' провод 30 на межтепловозное соединение, провод 30 ведомой секции, контакты переключателя ПкУВЖ, провод 427, клемма РК18, провод 571, провод 429, вентиль жалюзи масла и далее на минус. Одновременно включается по той же цепи (от провода 427) вентиль жалюзи масла ведущей секции.
Цепи включения вентилей других жалюзи аналогичны. Через провода 31 межтепловозного соединений включаются жалюзи воды, через провода 29 - жалюзи верхние. Цепь включения реле РГХ ведомой секции: плюс от кнопки «Вентилятор холодильника Пс», провод 399, клемма 2130, провод 28, по межтепловозному соединению на провод 27 ведомой секции, провод 403, реле РГХ, перемычка на катушку контактора КБ А и далее на минус.
О работе вентиляторов сигнализируют лампы «Вентилятор холодильника». Цепь включения сигнальной лампы «Вентилятор холодильника Пс»: плюс от кнопки «Управление общее», провод 107, клеммы 1129 (далее см. второй лист схемы), 1128, провода 721,701, клемма 2128, провод 489, з. контакт КШГ, провод 190, клемма 2126, провода 703,705,32 на межтепловозное соединение, провод 33 на ведущей секции, провод 707, сигнальная лампа, провод 710 и черчез ПкОТ на минус ведомой секции, клема 2126, провод 190, предохранитель 160а, провод 186, минус генератора.
На ведущей секции имеется также сигнальная лампа «Превышение температуры II с», сигнализирующая о недопустимой температуре воды или масла.
Цепь включения сигнальной лампы «Превышение температуры Пс»: плюс от кнопки «Топливный насос 1с» ведомой секции, провод 373, перемычка между предохранителями, предохранитель 10а, провод 389, контакты переключателя ПкУВЖ, провод 391, клемма РКІ8, провод 395, перемычка на штепсельный разъем 10 термореле ТПД - 4п, контакты микровыключателя четвертого предела, штепсельный разъем 9, провод 433, клемма РК18, провод 435, клемма 3112, (далее см. второй лист схемы), провод 69 на межтепловозное соединение, провод 70 ведущей секции, провод 719, лампа «Превышение температуры Пс», провод 740 и через ПкОТ на минус.
До пятой позиции контроллера часть сопротивления СВН обмотки возбуждения генератора холодильника ведомой секции шунтируется контактами контроллера ведущей секции: от сопротивления СВН ведомой секции, провод 561, клемма 2125, провод 8 на межтепловозное соединение, провод 7 ведущей секции, контакты переключателя ПкУ, провод 541, контакты контроллера, провод 243, клемма 1116, провод 9 на межтепловозное соединение, провод 10 ведомой секции, клемма 219, провод 469, сопротивление СВН.
По проводам 11 и 12 межтепловозного соединения включаются вентили песочниц ведомой секции, а по проводам 13 и 14 - прожектор.
При переводе управления с одной секции на другую возможен случай несоответствия положения вала реверса механизма управления ведомой секции с реверс-режимом, включенным на гидропередачах. Для приведения в соответствие положения вала реверса механизма управления с реверс-режимом гидропередачи служит кнопка КБФ. При нажатии на нее включается только электропневматический вентиль ВБР, открывающий доступ воздуха в цилиндр, разблокирующий вал реверса механизма управления. Вал реверса переводят в положение, соответствующее положению реверс-режима на гидропередаче, следя за этим по включению лампы реверс-режима. Этой кнопкой пользуются к при любом другом случае несоответствия положения вала реверс-режима механизма управления с реверс-режимом на гидропередаче.
Особенности электрической схемы тепловоза ТГМЗБ. Из-за отсутствия гидромуфты в передачах тепловозов ТГМЗБ не может быть осуществлен воздушный доворот при переключении реверс-режима. Чтобы исключить попадание зубчатых муфт «зуб в зуб», на этих тепловозах применен гидравлический доворот, заключающийся в импульсном заполнении первого гидротрансформатора маслом во время переключения реверс-режима.
Для переключения необходимо нажать рукоятку реверс-режима, при этом замкнется кнопка блокировки реверса (КБР), и перевести рукоятку в выбранное положение. Рукоятку держать нажатой до тех пор, пока не загорится соответствующая сигнальная лампа. Если по прошествии 5-6 сек переключение не произошло, рукоятку нужно отпустить. При этом через 3 сек после отпускания рукоятки начнется периодическое заполнение первого гидротрансформатора в течение 1,5 сек с интервалом 3 сек. Передача проварачивается до полного переключения.
Схема одиночного тепловоза ТГМЗБ. Переключение ревер-с а-р ежима. При замыкании кнопки КБР получает питание вентиль блокировки реверс ВБР (рис. 124г См. вклейку в конце книги) по цепи: клемма1112, провод 247, контакт контроллера, замкнутый в положении «О», провод 113, кнопка КБР, провод 119, клемма 319, провод 125, вентиль ВБР, провод 118, клемма 2118. Вентиль ВБР открывает доступ воздуха из воздушной магистрали через блокировочный клапан к фиксаторам сервоцилиндров. Фиксаторы, поднявшись, расфиксируют штоки сервоцилиндров, а их конечные выключатели произведут следующие переключения в схеме. Р. контакты КФВ*, КФН* разорвут цепь питания реле РД, которые в свою очередь оборвет цепь включения передачи. 3.контакты КФВ и КФН создадут цепь питания вентиля фиксации рукоятки ВФР: клемма 319, провод 129, разъем 711, контакты КФВ**, КФН**, разъем 411, провод 131, клемма 3117, провод 145, вентиль ВФР, провод 1118, клемма 2118. Вентиль ВФР пропускает воздух в цилиндр "блокировки реверса, рукоятка разблокируется - можно перевести ее в выбранное положение. Получает питание соответствующий вентиль реверс-режима. Через включенный вентиль воздух из воздушной магистрали тепловоза поступит в соответствующую полость сервоцилиндра, который включит муфту на выбранный ход. Во включенном положении муфта заблокируется фиксатором сервоцилиндра, р. контакты которого КФН* или КФВ* замкнут цепь питания реле РД. Реле РД своим р. контактами обрывает цепь на гидродоворот, подготавливая цепь включения передачи.
В случае непереключения передачи схема работает следующим образом. При отпускании кнопки КБР р.контактом ее создается цепь питания электронного реле времени (РВЭ): плюс после контакта контроллера, замкнутого в положении провод 599, р.контакты КБР1, КБР2, провод 313, клемма172/, провод 315, клемма 1РК112, тумблер отключения доворота ТОД, клемма 2РК112, провод 95, р. контакт РД, провод 317, клемма 21 электронного реле времени. Через 3 сек реле РВЭ срабатывает и создает цепь на наполнение первого гидротрансформатора в течение полутора секунд: клемма 22, провод 597, р. контакт РД, провод 595, клемма 1124, провод 297, вентиль ВСІ, провод 132, клемма 2119.
При полном переключении режима - реверса через соответствующий контакт на контактном барабане передачи загорается сигнальная лампа. Для примера рассмотрим цепь включения лампы «Поездной вперед»: плюс на клемме 1129, провод 279, разъем 1111, контакт КФВ*, разъем 1311, контакт /С1713, разъем 611, провод 765, клемма 2125, провод 763, сигнальная лампа «Поездной вперед», провод 740, переключатель ПкОТ, дополнительное сопротивление СД6, провод 706, клемма 2117, минус,
Трогание тепловоза с места. Убедившись по сигнальным лампам о включении режима - реверса, включают кнопку «Управление передачей» и переводят контроллер в первое положение. При этом получает питание вентиль включения первого трансформатора ВС1 по цепи: клемма 1129г провод 343, контакты РД, провод 345, клемма 1117, провод 347, контакт конт-троллера, провод 285, клемма БУ113, р. контакт РПрС, клемма БУ115, провод 287, кнопка «Управление передачей», провод 293, контакт ПкА, замкнутый в положении «Автоматика», провод 295, клемма 1124, провод 297, катушка вентиля ВС1, провод 132, клемма 2119.
Работа электрической схемы при превышении максимальной скорости. В случае превышения максимальной конструктивной Скорости срабатывает реле PC и РПрС в блоке автоматики. Реле РПрС своими контактами создает цепь на звуковой сигнал и обрывает цепь включения передачи. Только после того, как тепловоз будет заторможен и контроллер будет выведен в положение «Холостой ход», оборвется цепь на сигнал и подготовится цепь на включение передачи.
Схема переключения режима-реверса тепловозов ТГМЗБ, оборудованных для работы по системе двух единиц. При замыкании кнопки КБР (рис. 125, см. вклейку в конце книги) получает питание вентиль блокировки реверса ВБР: клемма 1112, провод 247, контакт контроллера, провод 543, контакт переключателя ПкУ, провод ИЗ, кнопка КБР, провод 119, клемма 319, провод 121, р. контакт КБФ, провод 123, клемма 118, провод 125, вентиль ВБР, провод 118, клемма 2119, и далее на минус. На ведомой секции: клемма 319 ведущей секции, провода 121, 525, контакт переключателя ПкРС, провод 18 на межтепловозное соединение, провод 18 ведомой секции, контакт ПкРС, провод 525, кнопка КБФ, и далее цепь повторяется. Вентили ВБР открывают доступ воздуха из воздушной магистрали через блокировочный клапан к фиксаторам сервоцилиндров. Фиксаторы расфиксируют штоки сервоцилиндров, а их конечные выключатели произведут следующие переключения в схеме.
Р. контакты КФВ*, КФВ* разорвут цепь питания реле РД, которое в свою очередь оборвет цепь включения передачи. 3. контакты КФВ**, КФН** создадут цепь питания вентиля фиксации рукоятки ВФР: клемма 319, провода 121, 525, 135, контакт ПкУ, замкнутый на ведущей секции, провод 137, клемма 3118, провод 129, разъем 711, контакты КФВ** и КФН**, разъем 411, провод 131, клемма 3117, провода 139, 19 на меЖтепловозное соединение, провод 19' ведомой секции, провод 139, клемма 3117, провод 129, клемма 3118, провод 137, контакт ПкУ, включенный на ведомой секции, провод 141, провод 20 на межтепловозное соединение, провод 20 ведущей секции, провод 141, контакт ПкУ, провод 143, клемма 3119, провод 145, вентиль ВФР, клемма 2119.
Вентиль ВФР пропускает воздух в цилиндр блокировки вала реверса, механизма управления, рукоятка разблокируется, ее можно перевести в выбранное положение. Получает питание соответствующий вентиль режима-реверса. Через включенный вентиль воздух из воздушной магистрали тепловоза поступит в соответствующую полость сервоцилиндра, который включит муфту на выбранный ход. Во включенном положении муфта блокируется фиксатором сервоцилиндра, р. контакты которого КФН* или КФВ* замкнут цепь питания реле РД. Реле РД своими р. контактами обрывает цепь на гидродоворот, а з. контактами подготавливает цець на включение передачи.
В случае непереключения передачи схема работает следующим образом. При отпускании кнопки КБР р. контакт ее создает цепь питания электронного реле времени РВЭ: клемма 1130, провод 111, контакт ПкУ, включенный на ведущей секции, провод 599, р. контакты КБР1, КБР2, провод 313, клемма 1119, провод 315, тумблер отключения доворота ТОД, провод 95, р. контакт РД, провод 317, клемма 21 РВЭ. Через 3 сек реле РВЭ создаст цепь питания на включение первого гидротрансформатора в течение полутора секунд: клемма 21 РВЭ, два замыкающих контакта РВЭ, клемма 22 РВЭ, провод 597, р. контакт РД, провод 595, клемма 1124, провод 297, вентиль ВС1, провод 132, клемма 2119. Управляет гидродоворотом на каждой секции свое РВЭ, плюс на ведомую секцию поступает через межтепловозное соединение по проводу 26 с клеммы 1119.
Электрические машины | Маневровые тепловозы ТГМ3а и ТГМ3б | Общее описание и принципиальная схема тормоза тепловоза