На каждой тележке тепловоза установлены два 10" тормозных цилиндра усл. № 507Б. Каждый тормозной цилиндр приводит в действие тормозную рычажную передачу на одной стороне тележки. Рычажная передача обеспечивает равномерное нажатие тормозных колодок на колеса.
Рис 127. Рычажная передача тормоза
1 - цилиндр тормозной, 2 - удлинитель, 3 - балансир; 4, 8 - подвеска тормозной колодки; 5 - вилка соединительная; 5-винтовая стяжка; 7 - упор
Из магмстрйли тормозных цилиндров сжатый воздух поступая в тормозной цилиндр 1 (рис. 127), перемещает поршень и выдвигает шток. При этом горизонтальный балансир 3 поворачивается вокруг оси кронштейна рамы тележки. Вертикальный рычаг, соединенный с горизонтальным балансиром 3 вилкой 5, поворачиваясь, подводит подвеску с башмаком и колодкой к колесу. Передача усилия к тормозной колодке второй оси тележки, а также регулирование положения колодок относительно колес осуществляются винтовой стяжкой 6. Подвески тормозных колодок крепятся к приваренным к раме тележки кронштейнам с помощью осей и шплинтов. Правильное положение башмака относительно колеса (в поперечном направлении) обеспечивается упорами 7, прикрепленными болтами к раме тележки. Подвеска тормозной колодки в сборе показана на рис. 128.
Тепловоз оборудован также ручным тормозом, действие которого распространяется на оси передней тележки. Ручной привод устанавливается в кабине машиниста на задней стенке. При вращении маховика привода ручного тормоза по часовой стрелке цепь, накручиваясь на барабан привода, тянет за собой балансир ручного тормоза, соединенный посредством вилок с горизонтальными балансирами 3 (см. рис. 127) рычажной передачи. Горизонтальные балансиры, поворачиваясь, заставляют тормозные колодки прижиматься к колесам. Одновременно при этом сжимаются пружины тормозных цилиндров.
Если поворачивать маховик привода ручного тормоза против часовой стрелки, рычажная передача устанавливается в отпускное положение за счет энергии сжатых пружин тормозных цилиндров. Для увеличения срока службы в деталях рычажной передачи запрессованы стальные втулки, которые по мере износа могут быть заменены новыми. На тепловозе применены типовые гребневые колодки по ГОСТ 1597-58. Рычажная передача тормоза тепловоза спроектирована с учетом возможного использования тепловоза на западноевропейской колее 1 435 мм.
Рис. 128. Подвеска тормозной колодки.
1 - вертикальный рычаг, 2- башмак, 3- колодка гребневая; 4-кронштейн;1 5 - чека. 5 -гайка; 7, 14 - шплинты; 8-корпус; 9, 12 - пружины, 10 - шпилька; 11, 16 - шайбы, 13 - болт. 15 - ось
Действие схемы при работе тепловоза по системе двух единиц | Маневровые тепловозы ТГМ3а и ТГМ3б | Кузов и ходовая часть