Вопросы звуко- и термоизоляции кузова тепловоза решаются одновременно, поэтому примененные для звукоизоляции материалы являются также хорошей теплоизоляцией, позволяющей в зимнее время года длительно аккумулировать Тепло в кабине и в машинном отделении при неработающем дизеле.
Действующая нормаль ОН-20 -62 ступенчато ограничивает допустимый уровень шума: низкочастотного класса - не более 90 дб, среднечастотного -75 и высокочастотного - 70 дб.
На рис. 133 представлены характерные спектрограммы основных источников шума тепловоза ТГМЗА: дизеля, компрессора, гидропередачи.
В связи с тем что применяемые на тепловозе дизели типа М753 превышают предельный уровень шума 106 дб (на практике уровень шума дизеля на частоте 1 ООО гц достигает иногда 122 дб), качеству звукоизоляции уделяется особое внимание.
Шумы от работающих агрегатов проникают в расположенные поблизости от железнодорожных путей постройки, а также двумя путями - по воздуху и по корпусу тепловоза - передаются внутрь кабины машиниста.
Кроме того, по корпусу тепловоза в кабину передаются вибрации от работающих агрегатов и от неровностей пути, возрастающие с увеличением скорости движения.
На тепловозе приняты необходимые меры для того, чтобы уровни шума и вибрации не превышали установленных норм.
Среднечастотный (350 - 800 гц) и высокочастотный (свыше 800 гц) шумы в значительной мере задерживаются комбинированными прослойками, состоящими из демпфирующих покрытий волокнистых материалов и воздушных промежутков, между наружными и внутренними листами обшивки стенок крыши, пола и дверей кабины и стенок, крыши, люков и дверей кузова машинного отделения. Непосредственно на лист наружной обшивки наносится вибродем-пфирующее покрытие (противошумные мастики № 579 ТУ МХП 272-5 или 580 ТУ МХП 4468-55). Для оптимального действия масса мастики должна составлять примерно 15-20% массы металлического листа, на который она наносится.
Стекломаты представляют собой слой стеклянных волокон толщиной не более 22 мк, обшитых стеклотканью и простеганных стеклонитями. Толщина стекломатов в кузове машинного отделения составляет 30 мм. В стенке, изолирующей кабину от дизельного помещения, и полах кабины применены стекломаты толщиной 80-85 мм.
В остальных элементах кабины (крыша, боковые стенки, задняя стенка, лобовина), подверженных воздействию звуковых колебаний в меньшей степени, установлены стекломаты толщиной 30 мм.
Большое внимание обращается на заполнение изоляцией всякого рода неплотностей или щелей, которые могут вызвать значительные потери тепла и свести на нет эффективность системы звукоизоляции в целом. Щели в уплотнениях дверей и окон тепловоза резко повышают общий уровень шума в кабине.
Для снижения уровня низкочастотных шумов (до 350 гц) и вибраций дизель оборудуется глушителем выхлопа и устанавливается вместе с поддизель-ной рамой на амортизаторы.
С этой же целью ставят резиновые прокладки под кабиной машиниста, под настильными листами пола кабины, а также по периметру прилегания частей капота к кабине.
Резиновые элементы кузова эффективно гасят также высокочастотные колебания, передаваемые по корпусу тепловоза. Применение подушек из губчатой резины в сиденьях, спинках и в стойках кресел способствует уменьшению ускорений высокочастотных колебаний на рабочем месте в кабине машиниста тепловоза.
Проведенное на тепловозе выявление мест и каналов проникновения шума в кабину и внедрение вышесказанных мероприятий позволили, несмотря на высокую шумность дизеля, снизить уровень шума в кабине тепловоза до величин, не превышающих допустимых норм, установленных отраслевой нормалью ОН 20-62.
Выше, на рис. 134, приведена характерная кривая уровня шумности в кабине тепловоза на нормируемых частотах.
В соответствии с возрастающими требованиями по охране труда работников транспорта заводом проводится работа по дальнейшему улучшению качества звукоизоляции тепловоза.
В частности, с тепловоза № 2201 для звукоизоляции используется супертонкое стекловолокно, представляющее собой слой перепутанных стеклянных волокон диаметром до 2 мк, обладающее повышенными термо- и звукоизоляционными свойствами.
Вспомогательный кузов | Маневровые тепловозы ТГМ3а и ТГМ3б | Рама тепловоза