Тележка (рис. 137) состоит из следующих основных элементов: рамы тележки, опор рамы, колесных пар с буксами и осевыми редукторами, рессорного подвешивания, тормозной рычажной передачи. Задняя тележка отличается от передней только приваренным к раме тележки кронштейном для установки конического редуктора привода скоростемера. Других отличий тележки не имеют. Отдельные элементы тележки - буксовые челюсти, буксы, рессорное подвешивание, тормозные колодки и башмаки - унифицированы с магистральным серийным тепловозом ТЭЗ, что упрощает ремонт, уменьшает номенклатуру запасных частей.
В процессе производства конструкция тележки совершенствовалась. Эти изменения будут рассмотрены при описании отдельных узлов тележки.
Рама тележки (рис. 138) представляет собой боковины, соединенные между собой одной шкворневой и двумя концевыми балками. Шкворневая балка, отлитая из стали 25ЛП, не воспринимает вертикальные нагрузки, так как шкворень рамы не опирается на дно гнезда шкворневой балки и передает только горизонтальные усилия.
Вес рамы тепловоза вместе с кузовом и оборудованием передается на тележку через четыре опоры, расположенные относительно центра шкворня на окружности диаметром 2602 мм. Такая передача нагрузки в плоскости боковин дает возможность разгрузить элементы рамы от больших изгибающих усилий и обеспечить необходимую прочность при относительно небольшом расходе металла. Кроме того, опоры, отнесенные на значительное расстояние от шкворня, позволяют обеспечить момент трения, достаточный для гашения горизонтальных колебаний.
Опоры, расположенные на расстоянии 1 500 мм по длине боковины, обеспечивают устойчивое положение тележки от действия опрокидывающего момента при большом тяговом усилии во время трогания тепловоза с места.
Рис. 137. Тележка тепловоза:
1 - песочница; 2- рессорное подвешивание; З- рычажная передача тормоза; 4- колесная пара, буксы и осевой редуктор I и IV осей; 5 - рама тележки; 6 - колесная пара, буксы и осевой редуктор II и III осей; 7- реактивные тяги; 8- опора тележки
Рама тележки сварена из листовой стали марки Ст. Зсп. Боковины рамы и литая шкворневая балка имеет коробчатое сечение. К середине сечение шкворневой балки уменьшается, в районе шкворня балка поднята вверх для установки снизу карданного вала, соединяющего осевые редукторы в тележке. Для уменьшения износа и возможности ремонта тележки в гнездо шкворня запрессована и приварена электросваркой сменная втулка, термически обработанная до твердости НВ-255ч-300. К шкворневой балке с помощью восьми шпилек крепятся два кронштейна для установки реактивных тяг осевого редуктора.
На первых тепловозах концевые балки были выполнены из швеллера № 22 с приваренными к торцам планками. С помощью этих планок концевые балки крепятся призонными болтами к боковинам. Так как концевые балки мало нагружены, с 1965 г. их стали изготовлять из швеллера № 18.
Буксовые челюсти отлиты из стали 25ЛІІ, До 1965 г. боковины рам тележек изготовлялись с загнутым на челюсти нижним листом. С 1965 г. в связи с переходом на новую конструкцию тележки (тепловоза ТЭЗ) была применена челюсть с приливом и косым срезом, к которому встык приваривался нижний лист боковины.
Правильное положение колесных пар в раме тележки зависит от расположения внутренних поверхностей челюстей боковин. Поэтому перед приваркой наличников челюсти проверяют и подгоняют к одной плоскости при помощи подкладок. Схема проверки рамы перед приваркой наличников, а также после приварки и обработки их показана на рис. 139. Проверка выполняется на середине высоты буксовых направляющих. Отклонения от крестового угольника обеих групп буксовых проемов должно иметь одно направление для данной рамы.
Рис. 138. Рама тележки:
1 - балка шкворневая; 2-боковина правая; 3- боковина левая; 4-платик опорный; 5 -балка концевая; 6 - наличник боковой; 7 - прокладка; 8 - наличник внутренний; 9 - буксовая струнка
Подкладки к челюстям и наличники к подкладкам прикрепляют при помощи электрозаклепок. Лобовые наличники приваривают непосредственно к челюстям электрозаклгепками и прерывистым швом по контуру. Подкладки изготовляют из листовой стали марки Ст. 3, а наличники- из стали марки 60Г (ГОСТ 1050-60) и термически обрабатывают до твердости НВ-285-т-ЗбЗ.
Снизу к челюсти четырьмя болтами диаметром 28 мм прикрепляют буксовую струнку. Струнка имеет по концам охватывающие выступы, которые выполнены с уклоном 1 : 12 и пригнаны к челюсти по краске, причем пятна краски должны равномерно распределяться на 70% рабочей поверхности. Чтобы избежать деформации струнок, рекомендуется подгонку их производить с установленными подкладками, которые при окончательно укрепленной струнке должны быть зажаты между ней и челюстью. Головки болтов прихватываются к челюсти электросваркой. На тепловозе устанавливались струнки как кованые (из стали Ст. 3), так и литые (из стали 25ЛП). С 1965 г. струнки крепятся двумя болтами вместо четырех.
Рама тепловоза | Маневровые тепловозы ТГМ3а и ТГМ3б | Опоры рамы