На каждую тележку тепловоза через четыре шаровые опоры рамы передается нагрузка 22 т. Каждая опора воспринимает при отсутствии силы тяги около 5,5 т, а в момент трогания тепловоза с места нагрузка может достигать 8 т.
Подвижную скользящую опору (рис. 140) укрепляют четырьмя болтами на боковинах тележки строго по окружности, центр которой находится в центре поворота тележки.
Внутри корпуса опоры, отлитого из стали 25 ЛИ, закреплена закаленная шлифованная плита, по которой перемещается гнездо.
Сверху в гнездо устанавливают шаровую головку опоры рамы, снизу для уменьшения силы трения - текстолитовую пластину диаметром 145 мм и толщиной 6 мм.
В плите выполнены поперечные канавки, в которые попадают твердые частицы с поверхности плиты. Внутренняя полость корпуса заполняется осевым маслом: в летний период марки «Л», а в зимний - марки «3» по ГОСТ 610 - 48. Уровень масла должен находиться между верхней и нижней отметками маслоуказателя.
Корпус сверху защищен от пыли и влаги пакетом металлических шторок, которые прижимаются кольцом из губчатой резины.
При входе тепловоза в кривую, а также при колебаниях в прямых тележка поворачивается, опора тележки перемещается по окружности, а гнездо опоры тележки удерживается шаровой опорой рамы. Трение текстолитовой вставки гнезда по плите препятствует повороту тележек, уменьшая амплитуду их колебаний относительно кузова. Металлические шторки при повороте тележек смещаются одна относительно другой, при этом корпус остается постоянно закрытым. Для предотвращения попадания воды в опоры, особенно при мойке тепловоза, необходимо периодически шторки сверху вытирать и покрывать тонким слоем консистентной смазки.
Общее устройство тележки | Маневровые тепловозы ТГМ3а и ТГМ3б | Колесные пары