На тепловозе установлены два одинаковых воздухоочистителя (рис. 9) УТВ (унифицированный тепловозный воздухоочиститель), работающих параллельно Воздух забирается из атмосферы через жалюзи в стенках кузова и направляющие патрубки. Пройдя воздухоочистители, воздух поступает в воздухосборник, смонтированный в люке крыши кузова, а из него - во входной патрубок турбокомпрессора дизеля
Основными частями воздухоочистителя являются корпус 2 и кассета / В корпусе установлен поддон 6, в котором размещен блок 7 циклонов. У входного воздушного отверстия имеется поворачивающая заслонка 8 и постоянно открытая щель для прохода воздуха в поддон блока циклонов. Масло в корпус заливается через горловину, закрытую крышкой с маслоизмерительным щупом. На дне корпуса имеется сливной клапан с пробкой 4
Кассета воздухоочистителя имеет фильтрующую набивку 10, изготовленную из капроновых нитей диаметром 0,24 мм. Толщина слоя набивки 70 мм, а плотность - 85 г/дм3. За набивкой (по ходу воздуха) расположена маслоулавливающая ступень 12, представляющая собой набор проволочных сеток квадратного плетения. Корпус и кассета соединены между собой откидными замками и плотно прижаты к сборнику воздуха такими же замками. Чтобы проходящий воздух не миновал фильтрующую кассету, устанавливается уплотнительная прокладка 13
При работе дизеля с малой нагрчзкой, ко1да расход воздуха небольшой и поток воздуха не может открыть заслонку 8, воздух засасывается через узкую щель в поддон блока циклонов. Воздушный поток, закручиваясь в циклонах, создает подъемную силу, которая увлекает находящееся в поддоне масло и вместе с воздухом подает его на кассету Возврат масла с пылью происходит через отсек, отделенный от полости всасывания воздуха вертикальной стенкой съемного листа 3 по желобу 11 В поддон циклона масло попадает из общей емкости через дозирующую трубку 5, входное отверстие которой приподнято над днищем емкости, что исключает попадание осадка пыли в трубку. При работе дизеля под нагрузкой поток всасываемого воздуха открывает заслонку 8 и большая часть воздуха идет прямо на кассету, минуя циклон. Величина открытия заслонки зависит от расхода воздуха (нагрузки дизеля).
Рис 9 Воздушный фильтр дизеля
В направляющих патрубках, установленных перед воздухоочистителями, имеются заслонки 9, фиксируемые вручную в двух положениях. При установке их в вертикальное положение перекрывается вход воздуха снаружи тепловоза и открывается вход из дизельного помещения.