Понижающий осевой редуктор (рис. 24) служит для передачи вращающего момента от выходного вала УГП к колесам тепловоза.
Тепловоз ТГМ4. Осевой редуктор имеет две пары зубчатых колес: коническую и цилиндрическую. Коническая пара выполнена из конических колес с круговыми зубьями 2=26 и 2 = 31. Цилиндрическая прямозубая пара выполнена из зубчатых колес с модулем т = 10 и числом зубьев 18 и 64. Общее передаточное число редуктора 1=4,23.
Корпус осевого редуктора (стальной литой) конструктивно выполнен из трех частей: верхней, средней и нижней. Правильная установка частей картера обеспечивается за счет шпилек с конусностью 1:200. К верхней части картера приварен кронштейн для крепления реактивной тяги, предотвращающей проворачивание картера осевого редуктора при передаче вращающего момента.
В расточках верхней и средней части картера расположены ведущий 6 и ведомый 23 валы. Ведущий вал установлен на роликовых подшипниках 70-32230М и 70-32228М, ведомый - на роликовых подшипниках 70-32230М и 70-2324М. Осевые силы на ведущем и ведомом валах воспринимаются шариковыми подшипниками с разъемным внутренним кольцом 176228Д с радиальным зазором 0,14-0,18 мм (допускается установка подшипника 176228ДТ2).
Ведущий вал 6 выполнен со съемными фланцами: в крайних осевых редукторах вместо фланца применены съемные втулки. При необходимости (ремонтах) вместо съемных втулок могут быть установлены фланцы.
Конические зубчатые колеса и фланец ведущего вала имеют конусное соединение с гарантированным натягом. Зубчатые колеса и фланец соединяют тепловым способом. Распрессовку зубчатых колес и фланца осуществляют давлением масла, подводимого между конусными поверхностями через отверстия в торцах валов. На время эксплуатации эти отверстия закрыты пробками. Боковой зазор в зацеплении конических зубчатых колес регулируют за счет подшлифовки полуколец 13, 25. Для уплотнения регулировочных полуколец с каждой стороны установлены на лаке «Гарметик» разрезные картонные прокладки.
Корпус осевого редуктора установлен на оси колесной пары на двух роликовых подшипниках 70-32144М. Осевые усилия воспринимаются шариковым подшипником с разъемным внутренним кольцом 176144Л или 80-144Л.
Смазка подшипников и зацеплений зубчатых колес принудительная. Для этой цели в нижней части картера редуктора установлен шестеренный насос 32, привод которого осуществляется от цилиндрической шестерни, установленной на оси. Масло забирается насосом через сетчатый фильтр из нижней части картера и поступает по трубопроводу к коллектору смазки 17, из которого по трубам равномерно распределяется по всем смазываемым точкам.
Для осмотра привода насоса и фильтра в нижней части картера выполнен люк, закрываемый крышкой. На внутренней стороне крышки укреплен магнитный фильтр 38 и кронштейн, предотвращающий отвертывание сетчатого фильтра. Поэтому рукоятка окончательно установленного фильтра должна располагаться торцом к крышке люка.
Рис. 24. Осевой редуктор тепловоза ТГМ4:
.1 - щуп; 2, 3, 8 - нижняя, средняя и верхняя части корпуса; 4 - канал утечек смазки; 5 - уплотнение лабиринтное; 6, 23 - валы ведущий и ведомый; 7, 10, 21,24, 28 - роликоподшипники; 9, 20 - зубчатые колеса конические; //-кольцо; 12, 36 - штифты; 13, 25 -■ полукольца; 14, 26, 27 - шарикоподшипники; 15 - фланец; 16, 35 - пробки; 17 - коллектор; 18, 33 - трубопроводы; 19 - отверстие калиброванное; 22 - кронштейн реактивной тяги; 29 - пробка слнвиая; 30 - зубчатое колесо осевое; 31 -зубчатое колесо привода насоса; 32 - насос смазки; 34 - сапун; 37 - гайка; 38, 39 - фильтры магнитный и сетчатый
Осевой редуктор заправляют маслом через резьбовое отверстие для сапуна 34. При этом вначале заполняют маслом полость для смазки конических зубчатых колес, затем масло, сливаясь из этой полости через край каркаса, заполняет нижнюю полость редуктора. Контролируют уровень смазки щупом 1. Масло сливают через две пробки в нижней части картера и одну в средней.
С 1980 г. в осевых редукторах разъемы корпусов соединены шпильками вместо болтов и на ведомом валу роликовый подшип-ниник 70-32330М заменен на 70-32230М.
С 1984 г. на тепловозах ТГМ4 будут установлены осевые редукторы без насосов смазки. Такой редуктор (рис. 25) оборудован двумя щупами / для контроля уровня смазки в верхней и нижней полостях редуктора. Заливают масло отдельно в верхнюю и нижнюю полости через отверстия, закрываемые пробками 21. Отверстие 20 служит для слива масла, перекачиваемого в процессе работы из нижней полости в верхнюю. Другие узлы редуктора выполнены аналогично редуктору, показанному на рис. 24.
Тепловоз ТГМ4А. Механизм редуктора (рис. 26) заключен в корпус, который опирается на ось при помощи двух роликовых 24 и шарикового 27 подшипников. От проворачивания корпус осевого редуктора удерживается двумя реактивными тягами 13, шар-нирно закрепленными на раме тележки.
Корпус редуктора представляет собой стальную отливку, выполненную из двух частей: верхней 2 и нижней 1. От сдвига корпусов относительно друг друга предусмотрены четыре конусные шпильки М18Х1.5, которые монтируют снизу вверх.
В верхней части корпуса 2 помещены входной вал 5, конические с круговым зубом колеса // и 21 (2=23) и вал промежуточный 20. Для крепления реактивных тяг снаружи в верхней части корпуса приварен корпус амортизатора 10, внутри которого находятся два комплекта резиновых колец с промежуточными шайбами. Верхняя часть корпуса перегородкой разделена на две половинки: верхнюю, образующую закрытую ванну для конической пары зубчатых колес и смазки подшипников 9, 15, 14, и нижнюю, образующую вместе с нижней частью картера закрытую полость и масляную ванну для цилиндрических колес и смазки подшипников 24, 27.
Ведущий и ведомый валы установлены на роликовых подшипниках 30-92230К1М и 2228М. Осевые силы на валах воспринимаются шариковым подшипником 70-228Л. В крайних осевых редукторах вместо фланца 6 (см. рис. 26) применены съемные втулки, вместо которых при необходимости (ремонтах) могут быть установлены фланцы.
Конические зубчатые колеса и фланцы установлены на валах посредством конусных посадок с гарантированным натягом. Шестерни и фланцы собирают тепловым способом. Распрессовку шестерен и фланца осуществляют давлением масла, подводимого между конусными поверхностями через отверстия в торцах валов. Отверстия на время эксплуатации глушат пробками для предохранения от засорения.
Рис. 25. Осевой редуктор:
1 - щуп; 2, 14, 18 - средняя, верхняя и нижняя части корпуса; 3, 11 - фланцы; 4, 15- кольца; 5, 9, 16 - роликоподшипники; 6, 12 - колеса зубчатые конические; 7, 19 - крышки; 8 - вал ведущий; 10 - шарикоподшипник; 13 - вал ведомый; 17 - пробка сливная; 20 - переливное отверстие; 21 - пробка
Рис 26. Осевой редуктор тепловоза ТГМ4А:
1, 2 ■- корпуса нижний и верхний, З, 18, 25 - пробки, 4- заглушка, 5 - вал входной, ки, 10 - корпус амортизатооа, 11 - зубчатое колесо коническое ведущее, 13 - реактивные шариковых и роликовых подшипников; 20 - вал промежуточный; 21 - зубчатое колесо, 17 - фланцы, 7 - кольцо лабиринтное, 8, 12, 2В - крышки, 9, 14, 24 - роликоподшипни тяги, 15, 27 - шариковые потшипники 16 - кольцо регулировочное, 19 - полость смазки иическое ведомое, 22 - сапун, 23 - шуп, 26 - зубчатое колесо осевое
Боковой зазор в зацеплении конических шестерен регулируют за счет подшлифовки или постановки новых колец 16 на ведущем и ведомых валах. Промежуточный вал 20 (число зубьев 2=16) находится в зацеплении с прямозубым осевым зубчатым колесом 26 (число зубьев 2=68), напрессованным на ось колесной пары.
Корпус осевого редуктора установлен на оси колесной пары на двух роликовых подшипниках 70-32144М. Осевые усилия воспринимаются шариковым подшипником 176144Л или 80-144Л. Уплотни-тельные лабиринтные кольца 7 на тепловой посадке установлены на фланцы 6 и 17
Масло в верхнюю полость картера заливают через приварной штуцер, расположенный на люке полости конических зубчатых колес. В нижнюю полость масло заливают через резьбовое отверстие с пробкой 3 Для контроля уровня масла устанавливают два щупа 23 Уровень масла в полостях должен поддерживаться между верхней и нижней рисками на щупе Для соединения внутренних полостей с атмосферой установлен сапун 22 Масло сливают через пробки 25
Карданный привод | Маневровый тепловоз ТГМ4А | Рычажная передача тормоза