Тележки тепловоза оборудованы тормозной рычажной передачей с гребневыми колодками Нажатие колодок одностороннее. На обеих тележках установлено по два тормозных цилиндра / (рис. 27), каждый из которых приводит в действие рычажную передачу тормоза с одной стороны тележки. Сжатый воздух, поступающий в тормозной цилиндр при торможении, сжимает в нем пружину и выдвигает шток, шарнирно соединенный с рычагом 4. Поворачиваясь вокруг оси 5, рычаг передает усилие от штока через вилку 6, рычаг 17 на тормозную колодку 18 и одновременно на тормозную колодку 9 через муфту 14 (с винтами 16 и 12) и рычаг /1. При отпуске тормозов пружина тормозного цилиндра возвращает рычажную передачу в исходное положение. Упоры 7 и 8, прикрепленные болтами к предохранительным скобам рессорного подвешивания, предотвращают поперечное смещение тормозных колодок относительно колес, а также предохраняют от выпадания оси (в случае поломки шплинта), на которых подвешены башмаки 10. Фиксирующий механизм, состоящий из планки 2 и винтовой цилиндрической пружины, установленной между планкой и рычагом 11 (или подвеской 3), автоматически поддерживает равномерный зазор а между колодкой и колесом. Так как один конец плаи-ки соединен с башмаком, а второй - с рычагом (или подвеской), сила трения, создаваемая сжатой пружиной, удерживает башмак с колодкой в том положении относительно рычага (или подвески), которое они занимают при торможении.
Рис. 27. Рычажная передача тормоза
Выход штока тормозного цилиндра регулируют муфтой 14, отпустив контргайки 15 и 13. Если необходимо уменьшить выход штока, проворачивая муфту, раздвигают рычаги 17 и //; при увеличении выхода штока рычаги сдвигают. Установочный выход штока тормозного цилиндра должен быть (75±5) мм, а допускаемый эксплуатационный- 120 мм для тепловоза ТГМ4А и 150 мм для ТГМ4.
Выполненные по одинаковой кинематической схеме рычажные передачи тормоза тепловозов ТГМ4 и ТГМ4А имеют некоторые конструктивные отличия. На тепловозе ТГМ4, имеющем большую массу, длина ведущего плеча рычага 4 больше, а ведомого - меньше, чем на тепловозе ТГМ4А, что обеспечивает необходимое передаточное отношение рычажной передачи для каждого из этих тепловозов. На тепловозах ТГЭД4 для предотвращения поперечного смещения тормозных колодок относительно колес введены стяжки, которые соединяют между собой оба рычага 17 и оба рычага 11. На тепловозах ТГМ4 с № 1206 отменены упоры 7 и 8 и усилено крепление осей, на которых подвешены башмаки 10.
Осевые редукторы | Маневровый тепловоз ТГМ4А | Рама тепловоза