На тепловозах ТГМ4 и ТГМ4А применен электрический привод вентилятора. Привод в сборе установлен в каркасе на опоре и закреплен болтами. Состоит он из электродвигателя, сварной опоры, пластинчатой муфты и подпятника. На конический конец вала подпятника Надет вентилятор. Он удерживается от углового смещения шпонкой, а от осевого - корончатой гайкой и шплинтом. Подпятник с центрирующим кольцом размещен на верхнем листе опоры, а к нижнему листу этой опоры подвешен электродвигатель.
Вентилятор устанавливают таким образом, чтобы зазор между торцами его лопастей и диффузором был 2,5-6 мм. При большем зазоре увеличиваются потери давления, создаваемого вентилятором, при меньшем возникает опасность касания лопастями вентилятора о стенки диффузора. Установив зазор, положение опор фиксируют контрольными штифтами, а центрирующее кольцо приваривают к опоре.
Для устранения воздействия осевых и радиальных нагрузок, возникающих при работе вентилятора, на подшипники вала якоря электродвигателя применяют подпятник (рис. 32). Подшипник 5 более нагружен, так как воспринимает осевую нагрузку от вентилятора. Чтобы увеличить его работоспособность, верхняя часть втулки 6 для удержания смазки в подшипнике выполнена в виде ванночки с лабиринтом. Для компенсации возможной несоосности, а также для смягчения резких толчков при включении вентилятора между электродвигателем и подпятником установлена пластинчатая муфта (рис. 33). Ее упругий элемент - набор стальных дисков толщиной 0,5 мм - способен деформироваться в процессе работы, благодаря чему допускается относительный угловой поворот ведущего 7 и ведомого 5 фланцев при включении вентилятора или изменении позиции контроллера во время работы вентилятора, когда нагрузка на вал электродвигателя резко изменяется. Каждый фланец имеет по три лапы. Нижний фланец закрепляют на валу электродвигателя. Он удерживается от углового смещения шпонкой. Верхний фланец крепят на шлицевой части вала подпятника корончатой гайкой и шплинтом. Фланцы соединены болтами и закреплены шайбой 3 и гайкой 2. Упругие свойства муфты в значительной мере компенсируют и устраняют вредные влияния несовпадения осей электродвигателя и подпятника. Отклонение от соосности во всех случаях приводит к дополнительным нагрузкам и способствует выходу из строя деталей соединенных агрегатов. Поэтому при сборке привода вентилятора несоосность валов электродвигателя и подпятника допускается не более 0,1 мм и перекос осей не более 0,4 мм на радиусе 200 мм.
Рис. 32. Подпятник вентилятора:
1 - вал; 2 - шпонка; 3 - кольцо войлочное, 4 - крышка верхняя; б - подшипник 314; 6 - втулка; 7 - корпус; в - подшипник 312; 9 - шайба стопорная; 10 - гайка круглая М60Х2; 11 - крышка нижняя; 12 - самоподжимной сальник; 1 - для смазки
Рис. 33. Пластинчатая муфта:
1, 5- фланцы ведомый и ведущий; 2 - гайка, 3 -шайба; 4 - диск
Вентилятор (рис. 34) состоит из обода 2, лопастей / и воротников жесткости 4. Обод имеет ступицу 5, нижний и верхний диски, цилиндрическое кольцо. Для повышения прочности между дисками, ободом и ступицей приварены Г-образные ребра жесткости 6. При изготовлении вентилятора диаметрально расположенные лопасти подбирают с разницей в массе не более 20 г, используя при этом балансировочный груз 3. Смещение лопастей по шагу не более 30 мм, разница шага - не более 6 мм. Перекос торца лопасти- не более 1 мм. Лопасти устанавливаются под углом к плоскости вращения так, чтобы при вращении вентилятора они двигались вперед утолщенной закругленной кромкой и набегали на воздух плоской частью. Углом установки лопасти (23°) считается угол между плоской стороной лопасти и плоскостью вращения на расстоянии 0,388 диаметра вала от центра вентилятора. Допускается отклонение установки отдельных лопастей до 2° при условии, что для всех лопастей среднее арифметическое значение угла установки не должно отличаться от номинального более 1°. Лопасти приварены к ободу сплошным швом и дополнительно прихвачены шестью электрозаклепками к воротникам жесткости через отверстия диаметром 12 мм. Лопасти и воротники жесткости изготавливают из качественной тонколистовой стали.
Вентилятор подвергают статической балансировке. Дисбаланс вентилятора вызывает дополнительные нагрузки на подпятник и ускоренный износ его деталей. Кроме того, он может быть причиной повышенной вибрации привода. Поэтому допускаемый для вентилятора дисбаланс не превышает 15 Н-см (150 гс-см) и устраняется приваркой одного-двух балансировочных грузиков. Прочность вентилятора проверяют испытанием на разнос при п=1540 об/мин в течение 10 мин, а после окончательной отделки - статической балансировкой.
При установке вентилятора обязательно проверяют прилегание по краске посадочных поверхностей ступицы 5 и конической части вала подпятника. Площадь прилегания должна быть не менее 75%. При нарушении этого требования может произойти перекос при установке вентилятора, и возникнет значительный дисбаланс. В эксплуатации необходимо проверять состояние сварных швов приварки лопастей к ободу. Демонтаж вентилятора следует производить специальным съемником, не допуская ударов по валу подпятника.
1, 7 - крышки; 2- табличка фирменная, 3 - корпус, 4-охлаждающий элемент, 5- ушко, 6 - перегородка; в -трубка, 9 - подвижная трубная доска, 10 - сальник, //-кольцо промежуточное, 12 - прокладка перегородки, 13 - неподвижная трубная доска; 14 - припой (ПОС-40), 15 - опора
Охлаждающее устройство тепловоза | Маневровый тепловоз ТГМ4А | Маслоохладители