Устройство тепловоза

Тепловоз ТГМ4.(ТГМ4А) представляет собой четырехосный двухтележечный экипаж, объединенный главной рамой с кузовом и кабиной машиниста. Силовая установка расположена на сварной главной раме, которая передает нагрузку на рельсы через две двухосные тележки с центральным шкворнем. На каждую тележку рама опирается четырьмя скользящими опорами с резиновыми амортизаторами и текстолитовыми скользунами. Принятая конструкция и расположение опор обеспечивают спокойный ход тепловоза на прямом участке пути и его хорошие динамические качества при входе в кривую.

Тележки имеют сварные боковины с литыми челюстями и литые шкворневые балки. На каждой тележке установлено по четыре песочных бункера. Рама тележки опирается на колесные пары через рессорное подвешивание и буксы. Буксы колесных пар - роликовые с бронзовыми осевыми упорами.

Кузов тепловоза (капотного типа) включает в себя кабину машиниста, кузов машинного отделения, кузов над аккумуляторными батареями и кузов холодильной камеры. В кабине машиниста расположены: стационарный пульт, с которого ведется управление тепловозом и наблюдение за приборами, контролирующими работу силовой установки; выносной пульт со стороны помощника машиниста для удобства управления тепловозом на маневрах; шкаф электроаппаратуры и ряд других устройств. В кузове машинного отделения расположены: дизель, гидропередача, компрессор, двухмашинный агрегат, маслоохладитель гидропередачи и ряд других вспомогательных механизмов.

Пуск дизеля осуществляется электростартером, получающим питание от аккумуляторной батареи. Воздух для дизеля поступает через воздухоочиститель. Возможен забор воздуха как снаружи, так и из кузова (при неблагоприятных атмосферных условиях). В кузов воздух поступает из атмосферы через сетчатые фильтры, расположенные по обеим сторонам боковых стенок кузова машинного отделения, в связи с чем двери дизельного помещения уплотнены. Отработавшие газы выбрасываются в атмосферу через выпускную трубу, оборудованную эжекционным устройством и искро-гашением.

От дизеля через эластичную муфту вращение передается на гидропередачу, а от нее через карданные валы и осевые редукторы - на все четыре оси колесных пар тепловоза. Реактивный момент осевых редукторов тягами с амортизаторами передается на шкворневую балку тележки.

На тепловозе установлена гидравлическая передача, которая обеспечивает трансформацию (изменение) момента двигателя в период трогания локомотива с места и разгона его, а также плавное .автоматическое изменение силы тяги и скорости в зависимости от веса поезда и профиля пути. Гидропередача позволяет осуществить два режима движения (маневровый и поездной) и реверсирование на каждом режиме при остановке тепловоза.

Для питания тормозной системы, воздушных устройств системы автоматики управления тепловозом, работы песочной система и системы звуковых сигналов установлен компрессор, приводимый во вращение через упругую муфту от вала отбора мощности дизеля.

Двухмашинный агрегат представляет собой соединение машин постоянного тока, вспомогательного генератора и генератора. Вспомогательный генератор применяется для питания цепей управления и оснащения, а также заряда аккумуляторных батарей. Генератор предназначен для питания электродвигателя вентилятора холодильника. Привод двухмашинного агрегата механический, через клиноременную передачу.

В задней части машинного отделения установлены маслоохладитель и фильтр гидропередачи. В передней части тепловоза расположен холодильник, состоящий из водяных секций и вентилятора. В холодильной камере находится маслоохладитель дизеля.

В задней части тепловоза имеются помещения для воздушных резервуаров и аккумуляторных батарей. Аккумуляторная батарея служит для освещения тепловоза и пуска дизеля.

На тепловозе размещены три топливных бака: один под кабиной машиниста и два в средней части (под рамой тепловоза). Баки соединены между собой. Забор топлива происходит из левого бака.

Тепловоз оборудован автоматическим н ручным тормозом, пневматическими стеклоочистителями, скоростемером, огнетушителями, приводом для расцепки автосцепки из кабины машиниста, воздушной системой для разгрузки саморазгружающихся вагонов, системой бдительности машиниста, местом под установку радиостанции и другими устройствами, облегчающими его эксплуатацию и повышающими безопасность движения.

Основные характеристики тепловоза | Маневровый тепловоз ТГМ4А | Диаграмма равновесных скоростей