Водяная система дизеля (рис. 7) имеет основной («горячий») и , дополнительный («холодный») контуры.
Основной контур. Насосом 29 вода нагнетается в дизель, охлаждая втулки цилиндров, их крышки, выпускной коллектор и турбокомпрессор. Выходя из дизеля и турбокомпрессора, горячая вода-поступает в секции холодильника основного контура 17 и 23, проходит их и, охлажденная, попадает в маслоохладитель 15 дизеля, а затем в маслоохладитель гидропередачи 2. Охладив масло дизеля и гидропередачи, вода поступает во всасывающую полость насоса 29.
Дополнительный контур. Насосом 6 вода нагнетается в холодильник наддувочного воздуха, охлаждает его и направляется в секции 24 холодильника. Из солодильника вода поступает во всасывающую полость насоса 6. Температуру воды основного контура контролируют дистанционным термометром 28, датчик которого установлен на трубе выхода воды из дизеля, а указатель-на пульте в кабине машиниста. Для контроля температуры воды в дополнительном контуре перед входом в насос этого контура установлен дистанционный термометр 12, указатель которого расположен в машинном отделении. Для управления жалюзи холодильника на трубопроводе основного контура установлены датчики термореле 27.
Повысить температуру воды в дополнительном контуре в холодное время года можно, открыв вентиль 26, установленный на трубе, соединяющей оба контура. При этом происходит частичное смешивание воды горячего и холодного контуров и повышение температуры воды в последнем.
Пар из наиболее нагретых точек дизеля и других характерных точек трубопровода системы отводят при помощи паровоздушных трубок в расширительный водяной бак 9, где пар конденсируется или, занимая верхнюю часть бака в пределах регулировки паровоздушного клапана /0-0,05-0,075 МПа (0,5-0,75 кгс/см2), смонтированного в крышке заливочной горловины 11. Если в расширительном баке создается разрежение порядка 0,002-0,008 МПа (0,02-0,08 кгс/см2), то этим же клапаном бак соединяется с атмосферой и заполняется воздухом.
От основного контура имеется отвод воды к калориферу 37 обогрева кабины и к обогревателям пола 38 и 40 у ног машиниста и помощника, а также к топливоподогревателю 5. После прохождения этих теплообменников вода снова возвращается в контур.
- Трубопровод охлаждения
------Трубопровод на дизеле
- Трубопровод обогрева и подпитки
------Паропроводы
-►-- Направление потоков воды при работе дизеля
-»» ' ■ Направление потоков воды при прогреве от внешнего источника
Рис 7. Водяная система: 1, 4, 16, 1», 20, 21, 26, 35, 41, 42 - вентили; 2 - маслоохладитель УГП, 3, 7, 14, 25, 30, 36, 39 - краники, 5 - топливоподогреватегь; б - насос дополнительного контура; 8 - водомерное стекло, * - водяной бак, 10 - паровоздушный клапан, II - заливочная горловина, 12, 28-термометры, 13 - датчик реле уровня; 15 - маслоохладитель дизеля; 17, 23 - секции холодильника основного контура, /*, 22, 43 - соединительные головки, 24 - секции холодильника дополнительного контура, 27 - датчики термореле; 29 - насос основного контура; 31, 44, 45 - пробки; 32- дизель; 33, 34 - пробки иа дизеле; 37 - калорифер, 38, 40 -
обогреватели пола кабины
Таблица 1
* Открыто в холодное время года для прогрева воды дополнительного контура ** Открыто частично для прогрева масла дизеля
Положения вентилей и соединительных головок при включении обогрева кабины, подогрева топлива, смешивании воды основного и дополнительного контуров, прогреве водой от внешнего источника показаны в табл. 1, где знаком «+» отмечены открытые вентили и головки, а знаком «-» закрытые. При сливе воды из системы открыты все пробки, краники, вентили и соединительные головки. При выполнении других работ пробки и краники закрыты.
Топливная система | Маневровый тепловоз ТГМ4А | Масляная система